Россиян заставят пить по регламенту
На модерации
Отложенный
Вскоре россияне будут пить вино строго по регламенту. Техническому. Это значит: никакого шампанского - только игристое. Никаких коньяков, кроме французского, поскольку все остальное - бренди. Вообще же виноделы и импортеры мечтают пересадить россиян с пива на вино. Но в настоящее время ни государство, ни участники рынка не способствуют этому.
За последние годы российский рынок вина пережил несколько переделов. В основном, они были связаны с введенными в 2006 г. запретами на ввоз грузинских и молдавских вин. Так, до 2006 г. 48% винного импорта России приходилось на долю Молдовы, и в нижних сегментах рынка у молдаван не было конкурентов. Но, как известно, в молдавском вине отыскали пестициды и запретили его ввоз. Точнее, проблема стояла шире: Молдавия производила 23 млн декалитров вина, а в России продавалось 40 млн декалитров «молдавского вина», качество которого оставляло желать лучшего. Просто половина его, по словам главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко, «делалась в Мытищах». С Грузией вышла примерно такая же история. Казалось бы: нужно было разобраться с фальсификаторами (в том числе, в самой России), а не запрещать весь импорт. Но дело это было по большей части политическим: вводя эмбарго, Россия наказывала недружественные режимы в Кишиневе и Тбилиси.
Место грузин и молдаван на рынке заняли европейцы и латиноамериканцы. Особенно преуспела Болгария, с 2005 по 2009 гг. увеличив свою долю в российском импорте вина с 15% до 29%. По сути, она заняла место Молдавии. Но это не пошло ей на пользу: стремясь снизить стоимость продукции, болгары (и наши импортеры) принесли в жертву ее качество. Результат оказался печальным: как показала сентябрьская инспекция ГУП «Московское качество», треть проверенного вина в ценовом сегменте ниже 300 рублей за бутылку является фальсификатом (то есть, содержит, к примеру, синтетические ароматизаторы), а более половины - не соответствует тому, что написано на этикетке (например, является не натуральным вином, а «винным напитком», восстановленным из импортированных виноматериалов). Больше всего нареканий вызвали именно болгарские вина.
Теперь, похоже, грядет новый передел рынка. Если грузинские вина до сих пор под запретом, то некоторые молдавские производители уже давно возобновили поставки партий вина в Россию. А после недавних инспекций Роспотребнадзора глава ведомства Геннадий Онищенко заявил, что ситуация с качеством молдавской винодельческой продукции изменилась коренным образом. Доступ на российский рынок вновь обрели большинство молдавских винодельческих компаний, и не исключено, что импортеры переориентируются со «спалившейся» Болгарии на Молдову, где качество продукции будет (какое-то время) строго соблюдаться.
Но в целом проблема низкого качества вина на российском рынке остается. По словам почетного президента Ассоциации импортеров вин, члена Совета Федерации Александра Починка, как минимум 25% продаваемого вина произведено из спирта и сахара и без использования винограда. Эксперты утверждают также, что крепленые вина на 70% «паленые». А все потому, что государство самоустранилось от контроля качества винной продукции, оставив на себе лишь заботу о ее безопасности для здоровья. «Вся продукция в магазинах легальна. С нее уплачен акциз. Значит, первый эшелон государственного контроля продукция прошла. Вино безопасно, это подтверждают соответствующие документы. Человек от него не умрет. Значит, второй эшелон госзащиты продукция тоже прошла. Но в магазинах все равно продают некачественное вино», - говорит директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз.
Забота о качестве вина отныне лежит на тех, кто его производит и продает. Именно поэтому российские виноделы разработали и внесли в Госдуму технический регламент на вино и винодельческую продукцию. Документ в настоящее время проходит окончательную доработку и может быть принят до конца этого года. Техрегламент установит единые обязательные требования к вину и винодельческой продукции, а также к процессам их производства, хранения, транспортировки и реализации.
Требования регламента распространятся как на российских производителей, так и на иностранных, экспортирующих свою продукцию в Россию. Технический регламент обязывает производителя подтвердить качество вина через механизм декларирования соответствия. Сколько собрал винограда, сколько закупил виноматериалов и сколько в итоге произвел вина. Все эти данные, по идее, позволят безо всяких инспекций понять, кто «бодяжит», а кто делает настоящее вино.
В 2011 г. предполагается принять еще и закон о вине и виноградарстве, который будет регламентировать виноделие в России и зафиксирует некоторые основные понятия. Нужно законодательно установить, что такое вино, поскольку та спиртосодержащая жидкость, которая продается в магазинах по сто рублей за бутылку, зачастую им не является. Хоть и не опасна для здоровья. Беда в том, что нигде четко не прописано, что есть вино, а что - в лучшем случае «винный напиток». С другой стороны, нет и массовой культуры потребления вина: большая часть населения не в состоянии отличить настоящее от фальсификата.
Российские виноделы и импортеры, объединившиеся в ассоциации, твердо вознамерились исправить эту ситуацию. Они не просто заботятся о качестве продукта - они хотят привить россиянам вкус к хорошему вину. И возможно даже изменить структуру потребления алкогольной продукции. Сейчас она примерно такова: 80% алкоголя россияне потребляют в виде пива, 13% - водки, 6% - вина, 1% - коньяка. А в советские годы доли водки и вина были примерно равны, причем вина потребляли в 4 раза больше, чем сейчас. По убеждению членов Союза виноградарей и виноделов России (СВВР), увеличение доли натуральных вин в структуре потребления алкогольных напитков позволит остановить процесс алкоголизации страны.
Отдельной проблемой, которая тоже тормозит развитие винного рынка России, является ненормальная ситуация с ценами. Еще в начале года Федеральная антимонопольная служба заинтересовалась, почему, скажем, средняя отпускная стоимость вина у производителей во Франции составляет $0,68 за литр, таможенная стоимость французского вина достигает уже $2,7, а продается оно в России не менее чем по $10 за бутылку. И было установлено, что торговые организации закладывают просто немыслимый процент в цену вина. Структура его конечной стоимости выглядит следующим образом: закупочная цена - от 13% до 22%; наценка оптовика - 15-19%; выплаты оптовиков торговым сетям - 7%; наценка розничных сетей - 44-51% (остальное составляют логистические расходы). Несколько иные цифры приводит Вадим Дробиз, однако и у него получается, что дистрибуторы «накручивают» в сумме свыше 60% конечной цены. Вместе с тем, никакого картельного сговора в таком поведении торговых организаций ФАС не выявила. Просто пришлось признать, что торговля вином является сверхприбыльным делом.
Сейчас объединения виноделов стремятся заручиться поддержкой государства: предлагается возобновить прерванную из-за кризиса программу развития виноделия и снизить акцизы на вино. А Ассоциация производителей игристых вин намерена добиваться уравнивания акцизов на шампанское и вино (сегодня акцизы на шампанское в 4 раза выше), а также снижения пошлин на ввоз сырья для производства шампанского, которые в 2009 г. были подняты с 5% до 20%. Предлагается также ввести минимальные цены на шампанское - 120 руб. за бутылку. Это должно помочь - как в случае с водкой - вытеснить с рынка «паленую» продукцию.
Возможно, усилия по повышению качества продаваемого в России вина и увенчаются успехом. Но популярность древнего напитка едва ли возрастет в нынешних условиях, когда все - от продавца до государства - стремятся максимально нагреть руки на этом товаре, который не относится ни к социально значимым, ни к первой необходимости. Скажем, нередки случаи, когда торговая сеть повышает цены на вино, чтобы иметь возможность снизить их на основные товары потребительской корзины. При таком подходе вино в России имеет все шансы стать не народным, а элитным напитком. Народ же еще крепче подсядет на пиво и водку.
Комментарии
На букву Г http://rusfoto.net