Муртаза Рахимов сделал несколько громких заявлений

На модерации Отложенный

Бывший президент Башкирии Муртаза Рахимов неожиданно вынырнул из небытия и сделал ряд громких заявлений журналистам.

Во-первых, он не боится проверки Счетной палаты, которая в начале ноября собирается проверить законность приватизации башкирской нефтянки (после серии хитроумных сделок весь ТЭК республики оказался под контролем его сына Урала). Более того, Рахимов-старший, получающий ежемесячно спецпенсию в 87 тыс. руб., собирается в совет директоров «Башнефти», которую его сын через аффилированные структуры продал АФК «Система». Публикуем отрывки его интервью ИА «Интерфакс».

- Как Вы восприняли заявление председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина о намерении провести комплексную финансово-экономическую проверку в Башкирии, в частности, законности приватизации БашТЭКа? Не идет ли речь о возврате $2 млрд, уплаченных АФК «Система» за башкирские активы? Кто является получателем этих денег, где они, кто ими распоряжается?

- Смена собственника башкирского ТЭК произошла совершенно законно, и оказалась только на пользу республике, потому все подозрения и обвинения по поводу того, что деньги от его продажи осели на чьих-то частных счетах в оффшорах или за пределами РФ, несправедливы и несостоятельны.

Приватизация предприятий проведена была правильно, по закону, и сейчас он - в руках «Системы», а входящие в его состав предприятия как платили налоги в бюджет республики, так и сейчас платят.

Более того, республика от смены собственника ТЭК ничего не потеряла, наоборот приобрела, потому что дополнительно к этим налоговым платежам выделяются миллиарды рублей на благотворительность для поддержки социальных программ правительства Башкирии. «Система» обязалась поддерживать социальные программы башкирского правительства и выполняет свое обязательство ежегодно, в частности, только в 2010 году на эти цели выделено 1,2 млрд рублей. В основном, эти средства направляются на строительство, реконструкцию, модернизацию объектов здравоохранения, образования, спорта.

Плюс к этой помощи существенную ежегодную материальную помощь республике оказывают и четыре благотворительных фонда: «Юрюзань», «Урал», «Агидель» и «Инзер», в которые и перечислены полученные от продажи БашТЭК деньги. Выделяемые на благотворительную помощь средства - это проценты от основного капитала, полученных при смене собственника денег.

Эти деньги никуда не вывезены на самом деле, они здесь, в республике, работают на ее благо. Благотворительные фонды будут работать, пока будет существовать этот основной капитал, - 50-60 и более лет. В общем, благотворительный фонд работает по принципу Нобелевского фонда - все проценты (а каждый год они могут быть разными) от основного капитала направляются в республику на соцподдержку.

Еще раз повторю, деньги - здесь, их никто не украл, никуда не вывез, это выявит любая проверка. Все четыре благотворительных фонда работают, и за два последних года они выделили более 9,6 млрд. рублей материальной помощи 64 детским домам, а также по более 100 письмам - больницам, предприятиям.

В частности, в 2010 году они закупили новое современное оборудование для ожогового центра в Уфе. Все спортивные клубы содержатся за счет благотворительного фонда, который финансирует и строительство маленьких детских спортплощадок, помогает детям.

- Кто возглавляет и координирует работу этих благотворительных фондов?

- Сейчас я этим занимаюсь на общественных началах как председатель. Бухгалтерская история благотворительных фондов прозрачна и ясна, и на любой вопрос можем дать исчерпывающий, подтвержденный документально ответ.

- Муртаза Губайдуллович, на 8 декабря акционеры «Башнефти» планируют переизбрать совет директоров. Есть ли Ваша кандидатура в новом совете, и если в него войдете, каким направлением планируете заниматься?

- Надеюсь, акционеры изберут новый состав совета директоров «Башнефти», в том числе и меня утвердят. Если это произойдет, буду заниматься производственной деятельностью, нефтепереработкой, это по моей основной специальности, думаю, мой опыт в этом направлении пригодится. Работать буду без зарплаты, на общественных началах - это мое решение, пенсии вполне хватает. Так что впереди много дел, много планов, было бы здоровье, как говорится, и мемуары я писать не собираюсь.

- В обществе активно обсуждается вопрос пенсионного обеспечения бывших глав регионов. Житель Уфы пытался оспорить размер назначенной Вам пенсии, но суд отклонил иск. Как Вы считаете, насколько заслужены высокие размеры пенсий чиновникам, в частности, если их усилия на посту не привели к существенному росту качества жизни народа?

- Назначение более высоких, чем у рядовых пенсионеров, размеров пенсии бывшим главам региона, а также спикерам и главам правительства предусмотрено федеральным законом, и думаю, это обоснованно.

Кроме того, размер пенсии во всех регионах разный. У меня, например, он составляет 87 тыс. рублей и это самый маленький на сегодняшний день по сравнению с другими бывшими губернаторами, а у спикера и премьер-министра составит около 72 тыс. рублей.

Думаю, что такой размер пенсии вполне заслужен, потому что мне не стыдно смотреть в свое прошлое, - республика значительно за последние 20 лет продвинулась вперед. Средняя заработная плата сейчас у нас составляет 16,5 тыс. рублей, в Уфе - 20,5 тыс. рублей. На показателе средней зарплаты по республике сказывается тот факт, что около 42% населения республики, а это 1 млн 640 тыс. человек живет на селе, где начисляемая по ведомостям зарплата пока действительно невысока. Но посмотрите, в каждом дворе 2-3 автомобиля, огород, подсобное хозяйство, домашний скот - люди живут в достатке, даже зажиточно еще и благодаря своему натуральному хозяйству. По нашим наблюдениям, сельские семьи покупают больше дорогих вещей, чем городское население.

Комментарий.

Чем ближе начало проверки Счетной палаты РФ (СП), тем больше нервничает бывший президент республики Муртаза Рахимов. Накануне визита столичных контролеров он решился дать интервью и попытался показать в нем уверенность в своих силах. Получилось неубедительно. Ни для кого не секрет, что скандальная приватизация башкирской «нефтянки» проходила под его чутким руководством. С него и спрос. К тому же вскоре отвечать Рахимову-старшему придется на вопросы не вальяжных журналистов, а строгих аудиторов из СП. А они наверняка будут их формулировать жестче и конкретнее.

Напомним, что председатель СП Сергей Степашин, побывавший в Уфе в начале сентября, заявил, что расследование итогов приватизации башкиркого ТЭКа идет по поручению президента РФ Дмитрия Медведева. По словам Степашина, на сегодняшний день Башкирия потеряла почти всю свою собственность. «Все мы знаем, кто и за сколько купил нефтяную компанию, а теперь предстоит выяснить адреса и объемы средств, уведенных из бюджета», - отметил он. Степашин напомнил, что проверки СП и раньше показывали «серьезные занижения налогооблагаемой базы «Башнефти» и нефтехимического комплекса, что и привело к факту утраты контроля над главной в республике государственной нефтяной компанией». Да только раньше московских аудиторов не пускал в Уфу Рахимов-старший. Теперь он власть потерял. А его оппоненты - на коне.

К тому же накануне визита столичных аудиторов активизировало свою работу «Народное общественное движение «За возврат в бюджет Республики Башкортостан 2.5 миллиардов долларов США, вырученных Рахимовыми от продажи предприятий Башкирского ТЭК». Активисты этой организации еще в августе направили письмо Генпрокурору РФ Юрию Чайке с просьбой взять под личный контроль производство расследования по уголовному делу № 32418, расследуемого СЧ при ГУ МВД России по Приволжскому федеральному округу с тем, чтобы оперативно, обоснованно и законно завершить расследование и передать его в суд. По всей видимости, в Москве вняли этому письму.

Таким образом, федеральные органы настроены решительно. Само собой разумеется, что в ходе таких проверок наконец-то четко выяснится, кто управлял нефтянкой в Башкирии, а значит - кто причастен к громким преступлениям в этой сфере.

В настоящее время за все преступления неизвестных лиц, которые реально владели этой отраслью, виновным назначен бывший сенатор от Башкирии Игорь Изместьев. Отметим, что все обвинения против него строятся исключительно на показаниях осужденного главаря банды киллеров Финагина. Но Изместьев от приватизации башкирской «нефтянки» никаких дивидентов не получил. Зато от приватизации озолотились четыре фонда, о которых в интервью и говорил Муртаза Рахимов. Все они, между прочим, находятся под управлением его сына Урала. В отличие от отца, который пытается сохранить хорошую мину при плохой игре, нервишки у того пошаливают. Не случайно после продажи контрольного пакета «Башнефти» Урал поспешил покинуть Россию и обосновался в Австрии.

Мало кто знает, что эти четыре фонда до сих пор являются миноритарными акционерами «Башнефти». Не их ли интересы и собрался представлять в совете директоров нефтяной компании Муртаза Рахимов? Вот только не поспешил ли он на сей раз? Ведь если аудиторы и следователи ГУ МВД России по ПФО хорошо изучат причинно-следственную связь всех преступлений, сопровождавших процесс приватизации, то новая порция вопросов к Рахимову-страшему может появиться уже в следственном изоляторе. Возможно только после этого раскроется еще один секрет Полишинеля - громкие убийства бизнесменов, пытавшихся помешать приватизации башкирской «нефтянки» зачастую проходили после личных встреч Рахимова-младшего и Финагина. Может тогда следователи зададут вопрос: «Так кто получил выгоду от преступлений, которые сейчас инкриминируются Игорю Изместьеву?».