\"Дикие дивизии\" армии не нужны?

На модерации Отложенный

Не успели утихнуть слухи о решении массово переселять жителей Северного Кавказа в центральную Россию, как в высоких кабинетах заговорили о новом эксперименте — формировании в Вооруженных силах (ВС) моноэтнических и моноконфессиональных подразделений с целью решения проблем, создаваемых в армии выходцами из того же региона. Эксперты не поддерживают такую идею, хотя и не отвергают возможность ее реализации в отдельных – боевых частях.

В ближайшее время в армии будет проведен эксперимент по формированию в некоторых воинских частях объединенных стратегических командований моноэтнических и моноконфессиональных подразделений, сообщил «Независимой газете» некий неназванный источник в Генеральном штабе. Иначе говоря, участившиеся случаи дедовщины на почве межэтнических противоречий настолько пугают военное руководство, что заставили его задуматься о возможности формирования в войсках подразделений, в которых будут служить лица одной национальности или приверженцы какого-то конкретного вероисповедания.

Действительно, проблема этнической дедовщины в ВС РФ все больше тревожит широкую общественность. Если считать, что имеющийся в российской армии негатив концентрированно отражает состояние общества в целом, то, похоже, вопросы межнациональных отношений в войсках не могут быть решены иначе как радикальными методами, сами по себе эти проблемы не решатся. Достаточно вспомнить межнациональный конфликт, произошедший в августе прошлого года в одной из воинских частей Балтийского флота, дислоцированной в Калининградской области. Тогда 38 матросов написали объяснительные записки, где сообщили, что несколько уроженцев Дагестана целенаправленно издевались над сослуживцами-славянами.

«На проблему формирования моноэтнических и моноконфессиональных частей стоит посмотреть внимательно, — считает руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа, член-корреспондент Академии военных наук Анатолий Цыганок. — С одной стороны, в национальных дивизиях (обратимся к опыту Первой и Второй мировой войны) была минимальная дедовщина, поскольку солдаты и офицеры в них были сплочены не только вероисповеданием, но и кровным родством». «В то же время, — продолжил эксперт, — я полагаю, что ни правительство, ни министерство обороны не пойдут на такие шаги, поскольку они уже «обожглись» один раз на чеченских батальонах».

В свою очередь руководитель Центра по изучения проблем народонаселения экономического факультета МГУ Валерий Елизаров в интервью «Росбалту» согласился с тем, что кавказские батальоны — «это немного за пределами законов и Конституции». «Что же касается слухов об идее создания моноэтнических подразделений, думаю, прежде всего, это попытка прозондировать общественное мнение.

Если Вооруженные силы все-таки будут комплектовать, учитывая место жительства призывника, понятно, что если часть дислоцирована, например, в Башкирии, там и служить будут башкиры. Очевидно, что если призыв происходит из одного территориального формирования, то доля того или иного этноса там будет больше», — сказал Елизаров.

Действительно, как заявил корреспонденту «Росбалта» председатель комитета по обороне Совета Федерации Виктор Озеров, «даже с учетом принятого недавно министерством обороны решения о том, чтобы осуществлять призыв по месту жительства, все равно специально критическую массу (представителей того или иного этноса – «Росбалт») создавать никто не будет». «Это, видимо, еще одна идея, которую кому-то очень интересно продвигать, вместо того чтобы заниматься поднятием престижа российской армии», — категорично отрезал сенатор Озеров.

По мнению Валерия Елизарова, если логика сторонников такого нововведения базируется на падении рождаемости у славянских народов и повышении у кавказских, то она не верна. Практика показывает, пояснил эксперт, что как только пройдет полоса повышения рождаемости, неизбежно пойдет ее спад, причем в большей степени он коснется тех регионов, в которых сейчас рождаемость выше, то есть, в частности, некоторых северокавказских республик. «Так что демографической необходимости делать (в армии – «Росбалт») какую-то этническую специализацию не придется», — заключил собеседник агентства.

Между тем, Анатолий Цыганок, допуская возможность формирования дивизий по религиозному и национальному принципу, считает, что проблема современной российской армии (в том числе и этническая дедовщина) заключается в отсутствии настоящей боевой подготовки. «Я вполне допускаю возможность того, чтобы боевые подразделения, участвующие в реальных боевых действиях, комплектовались именно по этой схеме. Если же говорить о попытках избавиться от этнической дедовщины, то нужно не выдумывать, как, по какому принципу формировать подразделения, а занимать молодых людей реальной войсковой подготовкой», — считает эксперт.

И действительно, вполне вероятно, что, заняв солдата не бессмысленным подкрашиванием увядающей листвы на деревьях, не строительством военных городков, но серьезной учебой по какой-то военной профессии, проблема дедовщины и межнациональных и религиозных разногласий будет в значительной степени решена. Может быть, даже авторитет в воинском коллективе окажется, наконец, не у тех, кто «нагибает» своих сослуживцев после отбоя, а у тех, кто показывает лучшие результаты на стрельбах, на полигоне, на маневрах.