Конфликты в армии на фоне религии

На модерации Отложенный

В Интернете появилась сенсационная информация из Пермского края: на дислоцированной неподалеку от аэропорта «Большое Савино» военной авиабазе солдаты, призванные из северокавказских регионов, отказались повиноваться командованию. Командир воинской части полковник Дмитрий Кузнецов вынужден был даже обратиться в Духовное управление мусульман Прикамья с просьбой помочь призвать единоверцев к порядку. Местные журналисты выяснили, что из 500 военнослужащих авиабазы 120 солдат и сержантов - выходцы из республик Северного Кавказа. Сам полковник Кузнецов прокомментировал происходящее так: «Формируя нечто вроде боевых микроколлективов в условиях воинской части, они поставили на поток дело вымогательства и трудового принуждения, что стало причиной возбуждения 14 уголовных дел. И это только с начала 2010 года».

Советник муфтия Пермского края по социальной и экономической политике Халим Шарафеев, ознакомившись с обстановкой в части, так прокомментировал происходящее журналистам: «Эти молодые люди, на мой взгляд, вышли из под контроля командования. Не признающие никакой власти над собой бузотеры позволяют себе обирать других солдат, периодически побивают молодняк и так далее. И некоторые свои поступки, будь то отказ от работы или невыполнение приказов командиров, они мотивируют принадлежностью к исламу. И не задумываются, как сильно «подмачивают» образ мусульманина в глазах общественности. Офицеры же, не зная, что можно делать мусульманину, а что - религия запрещает, часто идут на поводу у своих подчиненных».

Чтобы выяснить, что в действительности происходит в войсковой части 40383 (именно такой номер этой авиабазы) мы связались с военной прокуратурой Пермского гарнизона. Там деталями поделиться не захотели. Но заявили, что не считают, будто подчиненные полковника Кузнецова действительно взбунтовались. Хотя положение дел с дисциплиной у авиаторов на самом деле аховое. На днях за неуставные отношения осуждены два сержанта-контрактника. Другие уголовные дела еще расследуются. Подозреваемыми по ним проходят и кавказцы, и солдаты славянских национальностей.

За подробностями пришлось обратиться к правозащитникам. Председатель Совета родителей военнослужащих Пермского края Александра Вракина только что вернулась из расположения авиабазы.

«СП»:- Александра Михайловна, так был в ваших краях солдатский бунт на религиозной почве или его не было?

- Какой бунт, о чем вы? Эта история раздута, на мой взгляд, совершенно незаслуженно. Просто часть, известную в городе как авиабаза «Сокол», возглавил принципиальный офицер. Дмитрий Павлович Кузнецов не покрывает казарменных хулиганов, а передает их военным прокурорам независимо от национальности. Поэтому получилось, что уголовных дел в этом году там действительно многовато. И действительно среди подозреваемых много выходцев с Северного Кавказа. Поэтому командир авиабазы решил призвать в помощники нашего муфтия. 11 октября выступил на межконфессиональном консультативном комитете Пермского края и пригласил к себе в качестве религиозного авторитета.

«СП»:- Так кавказцы пытались устанавливать в казармах свои порядки?

- Конечно. Как везде в нашей армии. В части много дагестанцев и кабардинцев. У них собственные законы и обычаи. Мужчина по этим обычаям не должен брать в руки тряпку и мыть полы. Это считается унизительным. Но поскольку уборкой кто-то все же должен заниматься, тряпку пытаются всучить другим. Чаще всего русским.

«СП»:- А те, выходит, не мужчины?

- Мужчины. Но разобщенные и безропотные. Менталитет у нас такой. Солдаты с Кавказа горой друг за друга. Даже если только что встретились. А наши ребята разобщены. Вот и получают поодиночке. Способствует «дедовщине» на «Соколе» и сложная социальная обстановка там. Всего три казармы, и те переполнены. Построены почти 50 лет назад, толком никогда не ремонтировались. Все течет и рушится. В увольнения не ходит почти никто. И не потому, что командиры не отпускают. Просто дежурства и караулы замучили, свободного времени у солдат почти нет. Все это и подталкивает к рукоприкладству. И на межнациональной почве тоже. Но я считаю - на «Соколе» еще ничего. Недавно пришлось съездить в 21-й военный городок под Екатеринбургом. Вот там бьют - так бьют.

«СП»:- Тоже гордые горцы в военной форме?

- И они тоже.

Из досье «СП»: В декабре 2006 года в одном из полков пулеметно-артиллерийской дивизии на курильском острове Кунашир около 150 солдат, призванных с Северного Кавказа, пытались захватить оружие и избили нескольких офицеров. Неуправляемая толпа несколько часов носилась по плацу с криками «Аллах Акбар!», «Смерть шакалам!», «Бей кусков!» (кусками на казарменном слэнге называли упраздненных ныне прапорщиков). Бунт удалось подавить лишь с помощью прибывшей в полк милиции.

В 2008 году в военный городок мотострелкового полка в поселке Кряж под Самарой ворвались около 20 дагестанцев, некоторые из которых служили в прошлом в этой воинской части. В казарме разведроты они, размахивая ножами, безнаказанно избили и ограбили около двух десятков военнослужащих.

В июле 2009 года массовая драка между солдатами-дагестанцами и их сослуживцами славянских национальностей произошла в ныне расформированной мотострелковой дивизии, которая дислоцировалась в Алейске Алтайского края.

В августе 2009 года скандал вспыхнул на Балтийском флоте. Как выяснилось, в одной из береговых частей группа матросов, призванных из Дагестана, долгое время держала в страхе новобранцев иных национальностей. Молодых моряков систематически били, отбирали у них вещи, еду и даже форму. Развлекаясь, дагестанцы заставляли исполнять национальные горские песни и танцы. А в довершение всего выложили из тел избитых слово «Кавказ» и сфотографировали его.В августе нынешнего года массовая драка дагестанцев и русских произошла в военном городке 4-й танковой бригады Московского военного округа. С обеих сторон в ней приняли участие около сотни человек. Порядок удалось восстановить лишь спустя полчаса.