Аналитик: система Путина долго не протянет

Аналитик московского Центра Карнеги Николай Петров о битве в российских верхах.

После 18 лет правления Юрий Лужков покидает пост мэра Москвы. Влиятельного политика снял президент Дмитрий Медведев после многонедельной кампании, в ходе которой мэра жестко критиковало государственное телевидение. Эти события, по мнению аналитика Николая Петрова, говорят, скорее, не об усиливающейся самостоятельности президента, а о перепутье, на котором вновь оказалась Россия.

Respekt: Об уходе Юрия Лужкова говорили несколько недель. Даже по российским меркам спор между президентом и влиятельным мэром был довольно острым. Как, по вашему мнению, надо трактовать события последних дней?

Николай Петров: К конфликту привел длительный процесс, в ходе которого от власти отстраняли влиятельных губернаторов. Спор президента и московского мэра в то же время стал беспрецедентной битвой - впервые все происходит так публично, обе стороны не скупятся на острые заявления. Это дает нам понять, на чем основана политическая система сегодняшней России.

- Битва идет только за Юрия Лужкова, или ставки еще крупнее?

- Лужков важен тем, что он, по сути, последний региональный лидер, который построил и контролировал собственную политическую машину. В этом заключается и секрет его политического долголетия. Владимир Путин не испытывал к нему никаких особо теплых чувств, тем не менее, Кремль долгие годы не давал заменить Лужкова кем-то еще. Лужков был лоялен к системе, он был эффективным, особенно во время выборов. Именно с выборами связана нынешняя охота на региональных лидеров. Местные выборы пройдут уже через две недели, и у властей остается все меньше пространства для маневров. Поэтому давление на Лужкова было таким острым и жестким. Если бы он пережил эти две предвыборные недели, он мог бы спокойно сидеть в кресле московского мэра еще несколько лет. Только Лужков в последние дни играл ва-банк: он остро высказывался не только против президента Медведева, но и против всей политической системы. И оставить это без ответа означало бы принципиально подорвать доверие и легитимность власти в стране.