\"Глушилки\" ФСБ предотвратили взрыв бомбы террористов

Оперативные действия спецслужб Ставрополя по организации «радиощита» не позволили в четверг террористам исполнить задуманный теракт. Как полагает следствие, при подготовке взрыва диверсанты собирались применить уже не раз опробованную тактику. После первого взрыва, когда на место происшествия прибыли бы представители правоохранительных органов, немного в стороне должно было сработать второе взрывное устройство. Однажды в подобную ловушку даже угодил глава СКП Александр Бастрыкин.

Только в пятницу следователи следственного управления СКП РФ по Ставропольскому краю определились, по каким статьям УК квалифицировать действия террористов, пытавшихся устроить в минувший четверг два взрыва в Ставрополе. В итоге уголовное дело возбудили сразу по пяти статьям.

Пять статей УК

«По факту обнаружения 30 сентября 2010 года в юго-западном районе города Ставрополя автомобиля ВАЗ-2107, в салоне которого находилось тело мужчины с огнестрельными ранениями в голову, и взрывных устройств, возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных п. „з“ ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство, сопряженное с разбоем), ч. 1 ст. 223 УК РФ и ч. 1 ст. 222 УК РФ (незаконное изготовление и оборот взрывных устройств), ч. 3 ст. 30 п. „е“ ч. 2 ст. 105 УК РФ (покушение на совершение убийства общеопасным способом), ч. 3 ст. 30 ч. 1 ст. 205 УК РФ (покушение на террористический акт)»,— сообщила GZT.RU помощник руководителя краевого следственного управления СКП РФ Екатерина Данилова.

В четверг в Ставрополе около кафе «Глория» на улице 50-летия ВЛКСМ был обнаружен заминированный автомобиль. В салоне белой ВАЗ-2107 находился труп мужчины и самодельное взрывное устройство.

На место ЧП были вызваны все оперативные службы города и взрывотехники, а из двух близлежащих многоквартирных домов и общеобразовательной школы эвакуировали всех людей— в общей сложности около 3 тысяч человек.

Спустя некоторое время было обнаружено еще одно взрывное устройство, замаскированное под кучу мусора. Как сообщили GZT.RU в краевом ГУВД, оно находилось в 40 м от ВАЗ рядом с мусорными баками.

Личность мужчины, чье тело нашли в автомобиле, вскоре было установлено. Им оказался местный таксист 43-летний Геннадий Толбоев. Его причастность к подготовке теракта почти сразу была отвергнута. По словам Екатерины Даниловой, он был убит двумя выстрелами в затылок.

Представитель следственного управления по Ставропольскому краю также уточнила GZT.RU, что по заключению экспертов, таксиста застрелили в четверг за несколько часов до его обнаружения в заминированной «семерке».

«Радиощит»

Сейчас уже известно, что оба взрывных устройства, мощность каждого из которых, по уточненным данным, составляла 30 кг в тротиловом эквиваленте, были радиоуправляемые. Они состояли из взрывоопасной смеси селитры и алюминиевой пудры и были начинены поражающими элементами— шариками от подшипников и кусками арматуры.

Следователям удалось понять замысел террористов. Первой должна была взорваться машина, а через некоторое время, когда на место происшествия прибыли бы правоохранительные органы, они бы инициировали второй взрыв. Однако этого не произошло.

По данным GZT.RU, избежать второго взрыва удалось благодаря оперативной и слаженной работе правоохранительных органов. Как только на место прибыли специалисты, весь район был накрыт своеобразным «радиощитом»— мощные «глушилки» блокировали все радиосигналы с мобильных телефонов, раций и т.д. Надо отметить, что такая тактика применяется спецслужбами (в первую ФСБ) почти после каждого теракта или просто угрозе его совершения.

При этом почему не сработало первое взрывное устройство пока неясно.

Причина его отказа пока неизвестна. В настоящее время взрывотехники пытаются это понять.

Но если бы взорвался только первый фугас, то и тогда число жертв могло бы составить несколько десятков человек.

«Юго-Западный район Ставрополя, где и были обнаружены две бомбы, достаточно густо заселен, на улицах там всегда многолюдно, но самое страшное, что при этом могли пострадать дети,— рассказала Екатерина Данилова.— Рядом расположена школа и фактически мимо этой машины ребятишки шли на занятия».

Два теракта— одна тактика

Несостоявшиеся взрывы предоставили немало вещдоков в распоряжение следствия. Возможно, на элементах взрывных устройств удастся обнаружить отпечатки пальцев создателей адских машин. Кроме того, сами взрывные устройства могут дать немало информации. Хотя бы станет ясно, где и когда использовались бомбы аналогичной конструкции— можно установить «почерк» террористов.

Не исключено, что расследование организации теракта в Ставрополе, поможет раскрыть взрыв в Пятигорске 17 августа этого года. Тогда пострадали более 30 человек. Почерк двух преступлений имеет много общих черт.

В обоих случаях использовались начиненные взрывчаткой машины. Причем мощность бомбы, взорвавшейся в Пятигорске, тоже составляла 30 кг в тротиловом эквиваленте. Кроме того, и в Пятигорске и, в Ставрополе машины были похищены у местных таксистов. Разница лишь в том, что в первом случае террористы убили владельца автомобиля и бросили его труп в лесу, а в этот раз тело автовладельца оставили в машине.

Вполне возможно, что в Ставрополе труп таксиста был подброшен в заминированный автомобиль с определенной целью. Тем самым террористы надеялись пустить следствие после совершения теракта по ложному следу.

Ведь установить истинную причину смерти человека, от которого после взрыва 30 кг взрывчатки остались бы лишь небольшие фрагменты, очень сложно.

И организаторы кровавой «акции» логично предположили, что первым делом следственные органы приняли бы его за террориста-смертника и, естественно, начали бы устанавливать его личность, а затем круг знакомых и возможные связи с бандформированиями. Понятно, что этот путь был бы тупиковым. Но ясно это стало спустя недели, если не месяцы.

Мины-ловушки

Стоит сказать, что тактику мин-ловушек, когда после первого взрыва через некоторое время следует второй, уже не раз применялась террористами на Северном Кавказе. Как правило, боевики совершают подрыв фугаса или обстрел милиционеров. Но зачастую это лишь отвлекающий маневр, не ставящий цели нанести существенный урон проезжающей машине или наряду милиции. Основная задача— подорвать искусно заранее спрятанный фугас, когда на место ЧП прибывает следственная группа во главе с высокопоставленными офицерами.

В свое время в подобную ловушку попал даже глава СКП РФ Александр Бастрыкин. В ноябре 2009 года он лично осматривал место подрыва «Невского экспресса». Устройство сработало не в полную силу и лишь это спасло руководителя СКП и членов оперативно-следственной бригады. С Бастрыкина взрывной волной сорвало кепи, а сопровождавших его лиц посекло гравием.

Причем второй взрыв произошел спустя 16 часов после подрыва поезда. Из этого можно сделать вывод, что все это время диверсанты находились поблизости и более того наблюдали за действиями спасателей, медиков и подоспевших оперативников во главе с руководителем СКП России. Причем расстояние было не так велико, если принять во внимание, что охота велась конкретно за Бастрыкиным. На месте теракта работали сотни людей, но взрыв прогремел именно тогда, когда глава СКП приблизился к мине-ловушке на небезопасное расстояние.