США с удовольствием осваивают российский уран
Национальное управление ядерной безопасности (НУЯБ) США объявило сегодня, что уже более 400 тонн российского высокообогащенного урана (ВОУ) переработано в низкообогащенный (НОУ), подлежащий использованию на американских электростанциях. Как прокомментировало это сообщение ИТАР-ТАСС, переработанный объем урана эквивалентен более чем 16 тыс. ядерных боезарядов.
Таким образом, американцы рапортуют о выполнении «на 80% российско-американского соглашения от 1993 года, согласно которому к 2013 году должно быть переработано 500 тонн ВОУ из российских демонтированных боеголовок в «мирное» ядерное топливо».
Напомним, что это было за соглашение. В феврале 1993 года, как уже рассказывал KM.RU, Россия и США подписали соглашение о продаже 500 тонн урана, извлеченного из российских ядерных боеголовок (Соглашение ВОУ-НОУ). Выполнение соглашения было рассчитано на длительный период (более 10 лет), а общая сумма контракта оценена в 12 млрд долларов. Для 1993 года такая сумма, по меркам тогдашней России, казалась просто астрономической, поэтому российское правительство без колебаний ринулось в эту «сделку века», как назовут потом ее американские журналисты. Официально в России сделка была названа «соглашением Гора-Черномырдина», или «соглашением ВОУ-НОУ», а в США – программой «Мегатонны в мегаватты».
Небольшое техническое уточнение — оружейный уран имеет степень обогащения более 90%, но поставляется США в разбавленном виде (обедненным или естественным ураном), так что концентрация U-235 составляет около 4%. Передаваемый уран предназначен лишь для использования в качестве топлива для атомных электростанций. Однако принципиальным является положение, чтобы он имел «оружейное происхождение», т. е. ранее использовался в российских ядерных боезарядах. С этой целью Россия и США построили систему мер, позволяющую контролировать условия выполнения соглашения.
Все эти годы соглашение выполнялось успешно, и американцы имеют все основания быть довольными. Так, упомянутое выше Национальное управление ядерной безопасности с удовлетворением отмечает, что «около половины всего электричества, полученного на атомных реакторах США, вырабатывается из топлива, полученного таким образом с российских вооружений».
Любопытно также, что, перерабатывая на топливо для электростанций российский оружейный уран, американцы не спешат использовать таким же образом свой уран от сокращаемых ими по различным российско-американским соглашениям боеголовок. Как ранее отмечал Nuclear Energy Institute (Вашингтон), 45% топлива в американских атомных реакторах – это радиоактивные материалы из России, и еще 5% – продукты переработки американских боезарядов. И поэтому позитивный настрой руководителя НУЯБ Томаса Д\'Агостино, констатирующего «приверженность США и Российской Федерации безопасному и необратимому изъятию излишков расщепляющихся материалов в рамках столь важного двустороннего соглашения», выглядит как-то односторонне.
Между тем в России уже не раз раздавались заявления специалистов, что на этой «сделке века» страну традиционно объегорили. Так, в частности, Л. Максимов, бывший и. о. директора новосибирского Института физико-технических проблем металлургии и специального машиностроения, убежден, что фактическая цена урана составляет $8 трлн, т. е. занижена чуть ли не в 1000 раз.
Свои расчеты приводит и автор работы «Пятнадцать лет соглашению ВОУ-НОУ». Михаил Горелов: «Разделение изотопов урана – дело хлопотное и дорогое. Для облегчения расчетов ввели т. н. «единицу работ разделения», сокращенно ЕРР. Для нее на мировом рынке устанавливается котировка. Сейчас она – порядка $120. До недавнего времени для России действовала отдельная котировка ЕРР. Разумеется, отличающаяся от мировой в меньшую сторону! Не буду забивать вам голову формулами и расчетами. Поверьте мне на слово. Для производства 1 килограмма реакторного урана из природного нужно затратить не менее 6 ЕРР. Примерно столько же для производства слабообогащенного урана из обедненного, а вот чтобы получить килограмм оружейного урана, нужно более 180 ЕРР! На производство одного килограмма ВОУ нужно затратить $21,6 тыс., или полмиллиона рублей. Золото сейчас стоит не намного дороже – 700 тыс. руб. за килограмм.
На получение 500 тонн ВОУ сумма затрат составит $11 млрд, что примерно соответствует сумме, фигурирующей в соглашении ВОУ-НОУ. Однако мы забыли про природный уран! Да-да! Те самые 120 тыс. тонн, которые пошли на приготовление 500 тонн ВОУ! В связи с энергетическим кризисом цена на уран сильно выросла. Сейчас она составляет 60 английских фунтов за фунт (тоже английский!), или около $300 за килограмм. Наш природный уран стоит $36 млрд! Прибавим $11 млрд за работу разделения. Получим $47 млрд. С учетом некоторых других расходов: хранение, перевозка, утилизация (например, перевод 120 тыс. т природного урана из закиси-окиси в гексафторид обойдется в $1 млрд), округляем сумму до $50 млрд. 500 тонн ВОУ стоят 50 миллиардов долларов! Вот реальная цена нашего оружейного урана!»
Президент НИИАЦ «Стратегия будущего» М.Н. Иванов считает порочность «урановой сделки» даже не в ее коммерческой невыгодности. По его мнению, реализация этого соглашения влечет одностороннее ядерное разоружение России путем лишения ее запасов оружейного урана, нанесение России огромного экономического ущерба в настоящем и лишение колоссальных источников энергии в будущем. Бытует миф, пишет Иванов, что в России сосредоточены огромные запасы высокообогащенного урана и продажа 500 тонн не скажется на вопросах обеспечения национальной безопасности.
Суть этой манипуляции, поясняет эксперт, – подмена понятий. ВОУ – высокообогащенный уран, содержащий свыше 20% изотопа урана-235. В оружейном уране его свыше 90%. Руководители Минатома ссылаются на стратегический запас ВОУ вообще, однако по условиям сделки утилизируется и продается оружейный – самое ценное.
В природном уране 235-го изотопа – всего 0,71%. Только богатые страны, владеющие сложнейшими технологиями, способны высвободить, очистить и собрать эти доли так, чтобы в материале их стало 90-95%. С 1945 года США смогли произвести только 550 т оружейного урана – не многим больше, чем они получают по заключенному соглашению. А что же остается у самой России после продажи такого объема оружейного урана? Ведь по достоверным источникам известно, что даже в лучшие времена производственные мощности по разделению изотопов урана в СССР превосходили американские не более чем на 10-12%.
Причем и запасы природного урана у России крайне ограничены. А ведь нашей стране уран нужен и для ее ракетно-ядерного комплекса, и для реализации планов строительства атомных электростанций. Напомним, что правительственной программой запланировано сооружение в ближайшие 10 лет в России 26 новых атомных энергоблоков.
Между тем, как уже отмечал КМ.RU, после распада СССР Россия осталась без большинства урановых месторождений, оказавшихся за рубежом, главным образом, в Средней Азии (Таджикистане, Казахстане, Киргизии и Узбекистане). Сама Россия пока располагает единственным ураново-рудным районом – в Читинской области, где действует горно-химический комбинат «Стрельцовский». Общие запасы разрабатываемого там рудного поля оцениваются в 150 тыс. тонн. На других территориях Восточной Сибири разведано еще 70 тыс. тонн уранового сырья. Собственно, до недавнего времени совокупные объемы именно этих месторождений и составляли величину запаса урановой руды России.
Правда, весной 2008 года в руководстве атомной отраслью России вспомнили и об изысканиях советских геологов в 60-70-е гг., в первую очередь в Якутии. Но хотя и обнаружилось, что с учетом Якутии разведанные запасы урана в России составляют примерно до 615 тыс. тонн, обычно не вспоминают, что добыть их совсем не просто. Самое крупное из потенциальных источников уранового сырья – Алданское месторождение – пригодно для разработки только шахтным способом. Однако руды залегают глубоко, на отметке 300 м, и горная добыча нерентабельна.
Вадим Живов, генеральный директор ОАО «Атомредметзолото» – головной компании российской атомной отрасли по добыче урана, заявлял в прошлом году, что «к 2025 году для нужд атомной энергетики добыча Россией урана должна быть увеличена до 20 тыс. тонн в год». Достичь этого можно, подняв добычу урана на существующих шахтах до 8000 тонн в год и осваивая новые урановые месторождения в Якутии и Забайкалье. Поэтому «Атомредметзолото» добивается доступа к месторождениям Австралии, Казахстана и ряда африканских стран и ведет переговоры с Украиной и Монголией, а в ближайшем будущем начнет работу СП с Канадой по добыче урана в этой стране».
Переговоры с Канадой, Украиной, Монголией и другими странами, действительно, ведутся, с той или иной степенью успешности в каждой из них. Но при этом же с благословления «Росатома» «Техснабэкспорт» собрался заключить новые сделки по экспорту урана в США и Японию. Сделки эти внешне выглядят коммерчески оправданными – но, спрашивается, зачем же мы по всему миру пытаемся договориться о разработках чужого урана и при этом отправляем на экспорт свой?
К тому же, как неоднократно заверял глава «Росатома» Сергей Кириенко, поставки оружейного урана в США в рамках сделки «ВОУ-НОУ» Россия намерена осуществить полностью в согласованном объеме. Да и президент США Барак Обама в июле текущего года в очередной раз своим указом предусмотрел выделение средств на оплату этих поставок. Причем в своем указе об оплате поставок в США российского урана, извлеченного из снятых с вооружения ядерных боеголовок, Обама специально указал, что накопленные Россией объемы оружейного урана создают угрозу для национальной безопасности и внешней политики США.
«Важной задачей для США в области национальной безопасности остается необходимость обеспечить, чтобы ядерные материалы, извлеченные из российских ядерных боеголовок в соответствии с различными соглашениями по контролю над вооружениями и разоружению, были при наличии мер прозрачности направлены на мирные нужды»,— отмечает в своем указе Обама. И в очередной раз приходится признавать, что руководство США заботится об американской национальной безопасности куда эффективнее, чем руководство РФ – о российской национальной безопасности.
Справка KM.RU
Иван Никитчук, доктор технических наук:
«За годы реформ мы продали такое количество энергетического урана, которого России хватило бы на 40 лет даже при быстром росте атомной электроэнергетики. Поставляемый в Америку уран – настолько высококачественное сырье для топлива АЭС, что для энергетики его нужно разбавлять в 20 раз. Эта совершенно уникальная операция, которую освоили только российские ядерщики, называется «разубоживание». На 500 тонн оружейного урана, которые мы обязались продать по сделке ВОУ-НОУ, потребуется еще 11,5 тыс. тонн природного сырья. Эти 500 тонн оружейного урана хватило бы на 30 лет работы всех АЭС России и государств СНГ».
Комментарии