Российский капитализм задушит \"жаба\"

«Чтобы снизить финансовую нагрузку на граждан страны и бизнес, поддержать более активное восстановление экономики, мы продолжим сдерживать тарифы в 2011 году, и это должна быть более жесткая политика, чем в 2010 году»,— пообещал Владимир Путин на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам. Прогноз следующий: аппетит железнодорожников увеличится максимум на 8%, газовиков устроят «жалкие» 15%, электроэнергия подорожает не более чем на 13-15%, тепловая энергетика прибавит 12-14% для всех категорий потребителей.

Если бы премьер-министр не сказал, что власть уже сдерживает немереные запросы монополистов (да еще «жестко»), никто бы этого и не заметил. Но как не сказать — грядут выборы, и парламентские, и президентские. Население постепенно превращается в электорат со всеми вытекающими отсюда последствиями. И ободрит его политическая необходимость, которая редко пересекается с экономической реальностью.

Знаете, отчего загнется так называемый российский капитализм? Его задушит «жаба». Широко разрекламированный кризис, который на словах вызвал небывалый спад, на деле обернулся тарифным ростом, вопреки любому хоть чуть-чуть здравому смыслу. К примеру, в 1-м квартале 2010 года объемы перевозки пассажиров по железной дороге сократились на 14%. Потому как случился резкий скачок тарифов, в результате чего по стоимости за проезд железнодорожники стали проигрывать другим видам транспорта. В общем, к чему стремились, тем и подавились. Подобная вакханалия, как правило, оправдывается сакраментальным «а вот у них там...» Между тем экономически корректными являются международные сравнения лишь цен на газ — единственного товара из продукции российских «естественных монополий», на котором могут существовать «мировые цены». Что касается других «узурпаторов», то их продукция — электроэнергия и перевозки — относится к услугам. «Мировых цен» здесь нет и быть не может. Таким образом, «непобиваемый» козырь оказывается вне игры.

Или вот еще любимая присказка. Соревнование российских монополий с инфляцией напоминает погоню кошки за собственным хвостом. Каждый год нам объявляют о повышении стоимости газа, света, тепла и т. д., привязываясь к очередному «облегчению» рубля.

В свою очередь национальная валюта дешевеет благодаря регулярному удорожанию продукции естественных монополий. Круг обернулся удавкой: сначала разгоняют инфляцию, а потом ее же догоняют. И так из года в год – дурная бесконечность. Ладно б просто «догоняли». Согласно прошлогодней статистике газ «подрос» на 16 процентов, электроэнергия, включая цену на свободном рынке,— на 21,5 процента. Что с лихвой перекрывает инфляцию, которая в 2009 году оказалась самой низкой за последнее время — 8,8 процента. Почувствуйте, а лучше пРочувствуйте разницу. Между прочим, за последние 15 лет у нас тарифы безостановочно росли при любой «погоде», хотя в странах Европы и США с началом кризиса цены на энергоносители существенно понизились.

Вывод: кто бы что ни говорил про обуздание отечественных монополистов, все обстоит с точностью до наоборот. Это они продолжат держать нас в жестокой уздечке. Единственное, что может сделать правительство при сложившемся порочном круге,— попросить не натягивать ее слишком сильно.

Справка KM.RU:

Этимология термина «монополия» восходит к греческим корням «моно» — один и «полио» — продаю. Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени. Соответствующее законодательство многих стран считает господствующим положением занятие одной компанией 30–70% рынка и предусматривает в подобных случаях различные санкции — регулирование цен, принудительный раздел, крупные штрафы и т. п. Естественная монополия автоматически получает привилегированное место на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими конкурентами экономически неоправданно или технически невозможно (системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги)