Почему страна без науки не имеет будущего
В последние годы звучало и звучит немало голосов, которые приводят данные относительно катастрофического, жалкого состояния современной украинской науки.
В конце концов, они не составляли секрета и раньше. Не буду на них останавливаться, поскольку глубокое разрушение науки, которую все мы привыкли считать нашим общим национальным достоянием, является свершившимся фактом, который вряд ли нуждается в дополнительных доказательствах. Главное - не свидетельство критического состояния, а осознание системных последствий разрушения науки для страны. И на основе этого - выработка и осуществление стратегии восстановления и продуктивного развития отечественной науки. В тезисном виде я попробую показать всё это максимально наглядно, не вдаваясь в определённые тонкости и не используя, по возможности, специальную терминологию.
Итак, тезис первый. Главный момент осознания - это понимание, что отдельными локальными действиями качественно изменить ситуацию невозможно. Это не дело какого-то постановления, строки в бюджете или создания «под проблему» государственного органа. Восстановление украинской науки и превращение её в жизнеспособный организм, способный обезопасить будущее страны, является возможным только на основе глубокого изменения общенациональных приоритетов развития страны. Приоритетов, конечно, не декларируемых, а реальных.
Тезис второй. Отечественная наука продолжает существовать на той базе и в той остаточной конфигурации, которые перешли к нам от советских времён. Понятно, насколько это устаревший, неэффективный и исчерпавший себя материально и морально ресурс. Имея за плечами 16 лет независимости, Украина не имеет в активе ни одного года существования науки независимого государства. Нельзя делать вид, что последние 20 лет украинская наука нормально существовала и сейчас продолжает нормально существовать, хотя и не без некоторых проблем.
Следует чётко и ясно сказать: эти годы стали периодом неустанных потерь и деградации науки. Тем, что она вообще не исчезла, мы обязаны не вдумчивой политике государства, а простой силе общественной инерции. Большая общественная институция не может мгновенно раствориться в воздухе. Но она может превратиться в нежизнеспособный остаток того, чем была и призвана быть. Сегодня пришло время для восстановления украинской науки. Про это нечего было говорить ещё 10 лет назад, в середине 1990-х годов.
Сейчас страна, несмотря на мировой экономический кризис, имеет достаточные ресурсы - их наличие также, думаю, не требует доказательства, - для осуществления масштабной программы возрождения науки, без чего Украина навсегда останется на отшибе современного мира.
- Восстановление и переоснащение научных исследований;
- Оздоровление и развитие научных коллективов и центров;
- Создание надлежащей инфраструктуры и условий интеллектуального труда - всё это должно стать одним из главных приоритетов деятельности государства.
Тезис третий. Для этого необходимо эффективно использовать имеющиеся научные структуры - фактически наследство советской эпохи - осуществив их глубокую системную санацию. Вместе с тем, крайне необходимо создать новые институты и научные центры, формировать новые научные коллективы, развернуть ряд программ научных исследований, ориентируясь на перспективу развития народного хозяйства и жизнеобеспечения общества. И, конечно, «поднимать науку» необходимо в тесном сотрудничестве с передовыми научными центрами, потому что наука - наднациональна, она принадлежит всему человечеству. Надо осознать, что нам предстоит преодолеть великое, иногда просто роковое, по мощи и уровню работы мировой науки. Это требует огромных, длительных, целенаправленных усилий.
Тезис четвёртый. Потеряв внутреннюю динамику интеллектуального развития, Украина уже сегодня стала простым ресурсным придатком более развитых экономик и социальных систем. Углубление этой тенденции, вместе с потерей последних традиций научных исследований и ресурсов профессиональной компетентности, лишит страну последнего шанса на самостоятельную и достойную роль в современном мире. Уже сегодня Украина практически перестала быть местом интеллектуальной самореализации собственных граждан.
В условиях глобального мира и открытого пространства международных контактов, интеллектуальная эмиграция станет всеохватывающими и необратимым процессом.
Даже в условиях возвращения к демократической власти, если эта власть будет пренебрегать требованиями времени, тем более при такой власти, как сегодня. Наука требует свободного, достойного, уверенного в себе разума. Кто живёт в нужде и условиях унижающих его достоинство, не способен продуктивно мыслить. Он слишком зависим, чтобы быть полноценным учёным. Что, кстати, вполне устраивает украинских чиновников.
Отсюда логически вытекает пятый тезис. Им, этим чиновникам, не нужны независимые интеллектуалы. Они даже опасны для них. Государственным мужам нужна разве что интеллектуальная обслуга - для отстаивания их властных позиций. Так же мало нуждается в науке дикий, варварский украинский бизнес, привыкший к насилию и гораздо больше внимания уделяющий формированию рейдерских бригад, финансированию криминальных или полукриминальных группировок и собственной вооружённой охране. Для него насилие и принуждение, кстати, значительно ближе, понятнее и даже естественнее, чем ум, исследования и изобретения.
Наконец, мало обращает внимания на катастрофическое состояние науки и широкая общественность. Это же не цена на масло. И СМИ полностью поддерживают такое настроение общественности. Между тем равнодушие к науке лишает достойного будущего всех: государство, бизнес, рядовых граждан. Отсутствие общественного запроса на науку со стороны государства, бизнеса, общества не только выявляет её маргинальное положение, но и свидетельствует об архаичном, далёком от цивилизованности и духа современности, формата жизни в нашей стране. Трудно определить, в каком веке мы сегодня живём. Но точно, не в XXI-м.
Теперь шестой тезис. Резкость интонации многим может показаться чрезмерной. Ведь живём-то, всё более-менее работает, даже достаток в общем, если взять последнее десятилетие в целом, хотя и медленно, но увеличивается. И никакой беды от запущенности науки вроде не ощущается. Думаю - это распространённое настроение. Но и радиации не увидишь глазом. И там вроде всё нормально: солнышко светит, птички поют. Вот только последствия ... Следует понять азбучную истину: современное общество не обходится без науки ни одного дня. Украина не является исключением. Вот только вместо перестройки и развития науки, страна занималась её сугубо потребительским использованием.
Многолетняя эксплуатация остатков советской науки создала иллюзию, что будто и большой проблемы не существует. «Как-то же оно себе идёт ...» Но, это опасная иллюзия. Каждый день, который продолжает безразличное, преступно безответственное отношение к науке, означает потерю одной за другой перспектив развития страны в дни грядущие. Этот процесс может стать необратимым, если уже таковым не стал. Отечественная наука на глазах превращается в чисто декоративный остаток на пустое название.
И в заключение - тезис седьмой. Совершенно очевидно, что качество жизни в современном мире решающим образом зависит от мощности науки. Это: здоровье и интеллект людей, эффективность политики, конкурентоспособность бизнеса, динамизм и насыщенность жизни. Нравится это кому или нет, мы живём в мире, созданным наукой; достаточно сказать, что вся современная техника -лишь её отражение, тень. Но, не только передовые технологии, безопасность и состояние, качество среды и конкурентоспособность составляют эффект деятельности науки. Её главный социальный результат - независимый компетентный интеллектуал, конструктивное влияние которого на ход дел в любой области и на качество жизни общества в целом трудно переоценить.
Обществу, всем гражданам важно понять - когда учёные говорят о своих бедах, когда они пытаются как-то противостоять разрушительным тенденциям, они занимаются не собственной судьбой. Их беспокоит, прежде всего, качество жизни наших соотечественников, настоящее и перспективы нашей страны. Реальные учёные делали и делают своё дело, хотя и достигают в десять раз, а может и стократно меньшего, чем могли бы. Но они живём-то вымирающий, почти исчезнувший в нашей стране вид. Если общество и наше позорное государство допустят их окончательное вымирание, Украина навсегда окажется в тупике истории. Чтобы предсказать будущее, не надо быть астрологом или раскладывать карты Таро. Каково состояние науки сегодня, таким будет жизнь завтра. Так какого будущего мы себе желаем
Комментарии