Ашгабад тянет газовую трубу на юг
Туркменистан до конца года заключит договор о купле-продаже природного газа в рамках проекта ТАПИ – газопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия. Ашгабад не отступает от принципов заявленной энергетической многовекторности и намерен довести до завершения идею транснационального газопровода в Южную Азию.
Министр нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Туркменистана Байрамгелди Недиров подпишет рамочное соглашение между правительствами Туркменистана, Афганистана, Пакистана и Индии о строительстве газопровода ТАПИ. Как сообщил в воскресенье ашгабадский корреспондент Turkmenistan.ru, соответствующее распоряжение подписал президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов.
Бердымухамедов торопит ТАПИ
Напомним, что идея строительства газопровода ТАПИ существует с 1993 года, когда выяснилось, что Туркмения обладает крупнейшими запасами газа. Единственным покупателем туркменского голубого топлива тогда был российский «Газпром». Ашгабад начал искать альтернативные маршруты поставок энергоресурсов. В 1995 году президент Сапармурат Ниязов подписал с премьер-министром Пакистана Беназир Бхутто соглашение о разработке ТЭО этого проекта. Пропускная способность газопровода протяженностью 1680 км, 735 км которого пройдут по территории Афганистана, составляет 33 млрд куб.м газа в год. Ресурсной базой должно стать туркменское месторождение «Довлетабад».
На заседании правительства Туркменистана 12 августа глава государства отметил прогресс в проработке основных технических и коммерческих параметров и подготовке рамочного соглашения по строительству газопровода Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия. «Правительство Туркменистана проведет все необходимые работы для того, чтобы уже в этом году заключить договор о купле-продаже природного газа в рамках проекта ТАПИ», — заявил он.
Как сообщает «Независимая газета», детальное обсуждение проекта состоится в рамках двусторонней встречи президентов Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова и Афганистана Хамида Карзая в сентябре в Нью-Йорке. Эксперты считают, что Ашгабад хотел бы увеличить число своих энергетических партнеров, оставаясь при этом в дружеских отношениях с Москвой.
В прошлый вторник главы государств Туркмении и Афганистана обсудили по телефону вопросы двустороннего сотрудничества, договорились встретиться в сентябре в Нью-Йорке в рамках заседания 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, а затем продолжить общение в Ашгабаде. Сроки визита Карзая в Туркмению уже согласовываются, сообщила пресс-служба туркменского правительства. Главы двух государств намерены детально изучить возможность реализации строительства транснационального газопровода ТАПИ, призванного, по словам Бердымухамедова, служить экономическому процветанию всего региона.
Проще говоря, обсудят список потенциальных инвесторов, готовых вложить $3,5 млрд, — так предварительно достаточно скромно оценивается стоимость строительства ТАПИ.
Что касается интересов всего региона, то здесь президент Туркменистана, безусловно, прав. Его страна получит новое направление экспорта своих газовых ресурсов, три страны получат крайне необходимый им газ, а Афганистан и Пакистан еще и доходы от его транзита. В Ашгабаде надеются получать в год за экспорт своего газа до полумиллиарда долларов чистой прибыли.
Мешают конфликты
Правда, ряд экспертов достаточно скептически относятся к возможностям реализации этого проекта в силу ряда политических и военно-политических причин. Трудно сказать, когда стабильность вернется на территорию многострадального Афганистана, по территории которого планируется проложить почти половину газопровода. Политологи не проявляют особого оптимизма по урегулированию многолетних конфликтных отношений между Индией и Пакистаном.
Напомним, что из-за напряженных индо-пакистанских отношений до сих пор пробуксовывает проект еще одного газопровода — «Мир» — из Ирана в Пакистан и Индию (IPI). Опасения Индии оказаться в зависимости от транзитера Пакистана привели к тому, что сейчас рассматриваются варианты поставок газа из Ирана в Пакистан по суше и в Индию — по морскому газопроводу.
Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов 12 августа более подробно рассказал о политике диверсификации экспортных маршрутов. Новая стратегия призывает к расширению сотрудничества с западными компаниями, к однозначному предпочтению сделок с Китаем, но в ней отсутствуют упоминания о традиционном энергетическом партнере Туркменистана — России — и европейском проекте газопровода Nabucco.
Обсуждая разработку Туркменистаном каспийского шельфа, президент выразил намерение сделать этот процесс более гибким, заявив, что рассматриваются заявки от таких американских компаний, как Chevron, TX Oil, ConocoPhilips, а также от компании Объединенных Арабских Эмиратов Mudabala. Ни одна из упомянутых компаний не числится в качестве акционеров в проекте «Набукко».
Эксперт по Туркмении Шохрат Кадыров, как пишет «Независимая газета», убежден, что Ашгабад в своей энергетической политике многовекторности учитывает мнение Москвы. А многовекторная политика есть не что иное, как бизнес. «С другой стороны, присутствует и политический момент: подыграть США, которые лоббировали проект ТАПИ, с тем чтобы показать, что осуществление контртеррористической операции в Афганистане способно принести конкретные плоды в регионе. А для президента Туркмении проект ТАПИ — хороший способ вписаться в мировую политику и укрепить позиции в регионе», — считает Кадыров.
Комментарии
Ресей Педерациясы - РФ по-казахски...
Маскеу - Москва... ))))