Конец иллюзий, или насколько перевоспитуемы народы

На днях я был в Москве и видел, как молодые кавказцы (или среднеазиаты) выходили из торговых ларьков на угол Тверской, чтобы совершить намаз.

Это меня удивило, хотя по первой профессии я арабист. Мир действительно меняется на глазах, но не в том направлении, о котором грезили пророки «светлого будущего»...

Идея прогресса и исторического оптимизма, сопровождавшая западное человечество в 19 и 20 веках, постепенно уступает место чувству, что с человеком, человечеством и отдельными народами ничего поделать нельзя.
Вот и теперь в мире накапливается неверие в прогресс, возрождается религиозность и нарастает ксенофобия. Особенно этот тренд усилился после развала СССР, как самого крупного и амбициозного модернистского проекта. Советская власть считала, что все народы, даже самые отсталые, можно подтянуть до современного уровня развития.

После распада СССР и социалистических проектов в мире многие вещи возвращаются к истокам.
На постсоветском пространстве азиатские регионы, которые были волевым усилием подтянуты большевиками до современного уровня, возвращаются в архаичное состояние. Не лучше выглядят и попытки изменить мигрантов с Востока на Западе. Подавляющая часть арабов и африканцев так и не смогла интегрироваться в западноевропейские общества - даже в третьем и четвертом поколении! Для сравнения - русская «белогвардейская» эмиграция 20-х годов растворилась в Европе в течение жизни одного поколения.

Есть ли в поведении некоторых этнических групп фатальная неисправимость?
Огня в эту дискуссию подлили последние скандалы с румынскими цыганами во Франции.

Сейчас правительство Франции, навлекшее на себя критику правозащитников массовой высылкой румынских цыган, пошло на социальный эксперимент в духе Макаренко.
Для выборочных групп цыган-нелегалов построены образцовые поселения, где они должны жить и перевоспитываться в настоящих французов и европейцев. Впрочем, вокруг этих поселений поставлена круглосуточная охрана - для охраны цыган от местных жителей и местных жителей от цыган. Недовольны и те, и другие. По поводу этого эксперимента никто не питает иллюзий.

Особенно эта тема злободневна для России, куда нахлынули волны трудовых мигрантов и просто нелегалов.
Смогут ли они интегрироваться на новом месте?

Россия всегда отличалась способностью ассимилировать народы, входящие в империю.
Но сейчас эта способность, судя по всему, ослабла: этнические, культурные и религиозные противоречия нарастают. Впрочем, нарастают они не только в России, но и в Западной Европе и США. А с другой стороны, антропологические матрицы «архаичных» народов продемонстрировали потрясающую устойчивость и показали, что никакие выдумки технического прогресса и городской цивилизации им не страшны. Подъем исламского фундаментализма - лишь один из примеров «неисправимости» Востока.