Россия-Беларусь. Братья по пинанию

Чем обернется российско-белорусское противостояние на высшем уровне для Казахстана?

Укрепляющаяся с каждым днем «союзно-государственная дружба» между Россией и Белоруссией вышла на новый, невиданный доселе в отношениях между странами СНГ уровень. Пожалуй, нечто подобное случилось только в противостоянии России и Грузии, да и то когда грузинский президент Михаил Саакашвили решил покинуть постсоветские структуры, а военное столкновение Москвы и Тбилиси на Кавказе стало практически неизбежным.

Лукашенко стал «заклятым другом» России, но «его пример - другим наука»

Теперь же в борьбу друг с другом (российский политический дуумвират и белорусский президент) включились по полной программе средства массовой информации. А по телевидению в России недавно прошел уже третий фильм из серии «Крестный Батька». В нем белорусского руководителя покрывали такими эпитетами и нарицательными прозвищами, что впору срочно собирать саммит СНГ, а не в очередной раз делать вид, будто касаются нынешние дрязги на высшем уровне только Москвы и Минска.

Поскольку сегодняшние межгосударственные разборки России и Белоруссии уже вышли далеко за пределы обычных дипломатических несуразиц, другим странам постсоветского пространства, и особенно Казахстану, стоит внимательно проанализировать складывающуюся ситуацию и сделать для себя очень серьезные выводы.Ведь текущие российско-белорусские тяжбы могут уже в самом ближайшем времени не только напрямую сказаться на политических и экономических интересах Астаны, но и на внутренней ситуации в самой республике.

Здесь стоит учесть, что та обстановка, которая на сегодня сформировалась между Россией и Минском, - это результат совершенно конкретной политики и курса в отношениях России и других бывших советских республик. А они вполне могут затронуть в самом ближайшем будущем и отношения России с государствами Центральной Азии и, в частности - Казахстаном.

«А ну признавайся, на кого ты работаешь?»

Последний сыр-бор, обозначивший отношения между российскими и белорусскими руководителями как чувство «взаимного непереваривания и личностного неудовольствия», разгорелся из-за якобы нежелания Белоруссии признавать независимость Южной Осетии и Абхазии. Вроде бы как белорусский президент в каких-то кулуарах кому-то пообещал это сделать, но потом российскую сторону опять-таки якобы с этим делом обманул.

Между тем ни для кого не секрет, что Россия по дипломатическим каналам с самого момента провозглашения независимости этими двумя бывшими грузинскими автономиями «прокачивала» поддержку подобным действиям со стороны прежде всего стран-союзников по СНГ. Однако не только Белоруссия, но и все остальные, более чем «с пониманием» относящиеся к России постсоветские страны (включая Казахстан), независимость кавказских территорий признавать не стали. А посчитали подобную пророссийскую ангажированность слишком ущербной и невыгодной для своих многовекторных международных политических интересов.

Но в связи с тем, что Александр Лукашенко - это не Эмомали Рахмон, Нурсултан Назарбаев и не Ислам Каримов, а его персоналия лично не устраивает высшее российское руководство, по белорусскому президенту решили нанести «решительный телеудар», выпустив на экраны одного из государственных российских каналов уже целый сериал под кодовым названием «Крестный батька».

Умышленно не стану пересказывать всю эту откровенную заказуху (особенно вымазались в этом деле выполнившие «внешний заказ» журналисты канала, который еще сравнительно недавно пользовался хотя бы каким-то подобием уважения у зрителей). Обращу внимание на сам факт ведения подобным «заказным образом» отношений с независимым уже почти 20 лет государством и его первым лицом, каким бы на самом деле «злодеем» и «нежелательным элементом» тот не являлся.
Прежде всего даже самые ангажированные российские эксперты признают, что совершенно недопустимо втягивать собственные СМИ в борьбу с руководителем страны, которая официально состоит с Россией чуть ли не в «союзном государстве». Специально беру слово «союзном» в кавычки, поскольку подобным образом недопустимо и просто «ниже морального плинтуса» поступать даже с самыми заказными противниками и непримиримыми соперниками.

Публичное пинание и самого Лукашенко, и членов его семьи - это последнее, что может сделать политик для того, чтобы белорусский президент не только плюнул и на СНГ, и на Таможенный союз, и на все остальные ОДКБ-ЕВрАЗЭсы. И нанес непоправимый ущерб не только России и всем тем (тому же Казахстану просто гарантированно от всего этого кавардака достанется - пусть даже пока лишь по касательной), кто в возглавляемых Россией постсоветских структурах состоит.

Кстати, в фильмах этих Лукашенко официально называется ненормальным (как в свое время нынешний президент Грузии), со ссылками на одного из врачей-психиаторов. Так вот, думаю, уже сам факт именования сумасшедшим руководителя одной из стран, входящих в постсоветские объединения (ничего подобного раньше просто не наблюдалось, или представьте себе на секунду, чтобы так друг о друге - даже еще через телеэфир отозвались президенты центральноазиатских государств), в которых состоят и Россия, и сам Казахстан - просто беспрецедентно и может иметь очень далеко идущие последствия.

Также белорусскому лидеру вменяется то, что он якобы не послал на тушение пожаров в Россию своих пожарных (то, что на самом деле направил, и те получили от российского руководства именные часы за свою работу в российских регионах, умышленно умалчивается) и не помог при стоящей в России засухе убирать пропадающий под палящим солнцем урожай (опять-таки белорусы приехали на своих комбайнах, участвовали в уборке урожая и ничего за это с принимавшей стороны не просили, но авторов «телезаказухи» и это не волновало).

Теперь же на прошедшем саммите ОДКБ российское руководство еще раз выразило свое большое «фи» президенту-соседу и тем самым дало недвусмысленно понять, что хотело бы видеть в Минске на высшем государственном посту другого, более послушного Москве политика (которого, к сожалению, нельзя пока ни свергнуть, ни напрямую назначить по собственному желанию).

Переговоры надо уметь вести, и на них нужен соответствующий настрой

Безусловно, белорусский президент подобное к себе просто недопустимое в международной практике отношение «по достоинству» оценит, и уже в самое ближайшее время. Вопрос в том, какими будут его следующие шаги по отношению к России и каким образом все это отразится на тех пост-советских структурах, в которых участвует Казахстан.

Кстати, занятый сейчас соседним Кыргызстаном и решением важных задач по ОБСЕ, а также формированием практической программы действий на будущий год (когда Астана будет председательствовать в Организации Исламских государств) Казахстан пока никак не вмешивается в углубляющийся конфликт между Россией и Белоруссией (а точнее - между их первыми лицами, но никак не народами).

Но ситуация развивается так, что подобное переговорное вмешательство (не исключаю, что и на высшем уровне) было бы вполне уместно, предметно и для Казахстана выигрышно, раз сами по себе «лидеры союзных государств» по причине личной неприязни общий язык найти не в состоянии.

Казахстан умеет и знает, как искать компромиссы даже в таких ситуациях, когда вроде бы никакого выхода из тупика не просматривается. Но здесь речь идет о лидерах двух союзных с Казахстаном государств, членами того же самого Таможенного союза, в который Астана в начале нынешнего года с такими надеждами вступала. И сотрудничеством в рамках военно-политических структур, где государственные интересы Казахстана затрагиваются текущей российско-белорусской сварой напрямую.
Конечно же, переговоры можно вести при прямом посредничестве президента Казахстана, который пользуется в СНГ достаточно большим авторитетом и с позицией которого наверняка будут стыковать свои интересы и Россия, и Белоруссия. Вот только есть ли к подобным переговорам воля и желание и в Москве, и в Минске в обстановке, когда конфликт между ними дошел уже до очень опасной черты?

Согласно цивилизованной международной практике, любые разногласия между государствами должны решаться не базарным охаиванием друг друга, а путем политических переговоров, и прежде всего - первыми лицами, если вторые-третьи не в состоянии спорные моменты уладить «по-хорошему». В этой ситуации очевидно, что со стороны России в этом процессе должен участвовать отнюдь не президент, а белорусский лидер без принесения ему официальных извинений мириться вряд ли согласится. Однако взаимная озлобленность и личное непереваривание друг друга делают сам факт таких переговоров на данном этапе маловероятным (что с влиятельными посредниками, что без них).

С точки зрения любой, даже самой примитивной логики, непонятна и сама атмосфера нынешних отношений между Россией и Белоруссией. Обе страны состоят (якобы) в союзном государстве, на создание его из того же российского бюджета уже потрачены миллиарды долларов, и это не говоря уже о столь долго пробиваемом и запущенном в начале нынешнего года Таможенном союзе.

Вряд ли можно поверить в то, что из-за подобных разногласий и, мягко говоря, очень даже неджентльменского поведения со стороны России Белоруссия не только тут же «пойдет на Запад» или объявит России торгово-экономическую войну (опять-таки Казахстан при этом напрямую будет среди пострадавших). Но все же пример того, чем закончились подобные «обвинения в сумасшествии» президента Грузии не только руководству Белоруссии, но и другим президентам стран СНГ нельзя не учитывать.

Войны не будет, но и добром все это не закончится.

А теперь посмотрим на прямые аналогии нынешнего конфликта между Россией и Белоруссией, которые могут вполне «срястись» и на остальной территории СНГ. В том числе - и непосредственно аукнуться на государственных интересах Казахстана. Замечу сразу, что всегда есть шанс на какое-то «всеобщее прозрение», развитие ситуации в конструктивном и взаимо-уважительном духе. Но исходя из того, до какой степени непримиримости дошло нынче «взаимонепонимание» Минска и Москвы, надеяться на подобное было бы слишком оптимистично.

Что же касается конкретных «нестыкуемых моментов» в отношениях России и Белоруссии, некоторые из них могут вполне обозначиться в поведении Кремля и с другими странами СНГ, в том числе - Казахстаном. Начнем с вопроса признания независимости Южной Осетии и Абхазии. Он для стран СНГ, и особенно тех, кто от России в немалой степени зависим, остается весьма болезненным, потому как поддержи они в этом деле Москву, им гарантированно придется испортить свои отношения и с Европой, и с США, и многими другими странами (за исключением Венесуэлы, Никарагуа и Науру).

Кто, кому и что конкретно обещал в переговорных кулуарах саммитов пост-советских стран насчет признания независимости Южной Осетии и Абхазии, доподлинно неизвестно. Но руководителям не только Белоруссии, но и других стран СНГ, включая Казахстан, стоит помнить о том, что в случае чего и про них могут быть озвучены разного рода «не для печати предназначенные стенограммы» и другие «подслушанные доказательства», если они по какой-то причине станут вести себя «неадекватно», по мнению Москвы.

Далее идет энергетическое сотрудничество. Газово- нефтяные проекты (а они касаются не только Казахстана, Азербайджана и Туркменистана как крупнейших энергоэкспортеров, но и всех остальных стран СНГ, включая Украину, Белоруссию, Армению и вышедшую из постсоветских структур Грузию как потенциальных транзитеров) также будут оставаться весьма болезненным и в то же время - «понятным» для руководства этих стран «инструментом воспитания», если кто-то из них будет стремиться вести себя слишком уж самостоятельно, и не учитывая при этом российских интересов.

В этом случае могут быть использованы не только разного рода «торгово-продуктовые войны» по типу кефирно-молочной с Белоруссией или винно-ликеровой с Молдовой, но и «кино-документальные». Тем более что фильмов о президентах стран СНГ и их семьях те же самые «прозаказавшиеся тележурналисты» в Москве могут наснимать на любой вкус и под любым (осетинско-абхазским, нефтегазовым или каким другим) предлогом.

Важно для первых лиц стран СНГ и особенно Казахстана посмотреть и оценить, что будет делать сейчас Белоруссия и какими путями выходить из той ситуации, куда ее поставили братья-россияне из «неделимого союзного государства». Ведь Лукашенко уже озвучил желание «поскорее нормализовать отношения с Соединенными Штатами» (причем подчеркнул, что к так называемой «перезагрузке» отношений США и России это не будет иметь никакого отношения), активизировать сотрудничество в рамках программы «Восточное партнерство с Евросоюзом и даже попытаться реанимировать такое пост-советское образование, как ГУАМ, в котором как минимум два его члена (Грузия и Молдова) явно не самые на сегодня большие друзья России.

Естественно, что далеко не факт, будто и США, и Евросоюз быстро воспользуются образующимся «теле-вакуумом» в отношениях между Россией и Белоруссией и попытаются подыграть Минску в его конфликте с Москвой. Но если все-таки подобное сближение Запада с Белоруссией потихоньку «завертится» (а свою немалую роль в этом могут сыграть ближайшие соседи республики - члены ЕС Литва и Польша) - пусть даже и с требованием определенных уступок со стороны Лукашенко в той же области соблюдения прав человека и отношении к оппозиции - то остальным странам СНГ будет в такой ситуации над чем задуматься, и какие коррективы внести в своей политике на пост-советском пространстве.