Россия нацелилась на Арктику, пока Запад спит

Об этом мало кто вспомнил, но на прошлой неделе исполнилось 50 лет одному важному событию международного масштаба - речь идет о подписании Договора об Антарктике (Antarctic Treaty), превратившему Крайний Юг планеты в демилитаризованную зону, которая должна «всегда использоваться исключительно в мирных целях». Только подумайте: в разгар «холодной войны» десятки стран - включая США и СССР - согласились «не толкаться локтями» в этом стратегически важном регионе. И положения договора неукоснительно соблюдаются уже полвека.

Однако этот успех не стал примером для подражания. На Крайнем Севере - а в этом регионе потепление климата должно открыть доступ к новым судоходным маршрутам и гигантским месторождениям энергоносителей - аналогичного режима нет, и в обозримом будущем не ожидается. Пару недель назад на первом Форуме по международной безопасности в Галифаксе, организованном Фондом Маршалла "Германия - США" (German Marshall Fund of the United States) и правительством Канады, участникам «круглого стола» - военным, дипломатам и экспертам в области судоходства - задавались вопросы: не следует ли решать проблемы Арктики побыстрее и в едином «пакете», пока таяние льдов еще не началось?

В регионе существуют неразрешенные территориальные вопросы. Оттава и Вашингтон спорят о статусе Северо-Западного прохода - морского пути, соединяющего Атлантический и Тихий океаны: канадцы настаивают, что он входит в территориальные воды страны, а американцы считают его международным судоходным маршрутом. Вызывает озабоченность и тот факт, что российской гидрографической экспедиции - она в течение трех лет будет исследовать дно Северного Ледовитого океана - придается эскорт из боевых кораблей. (От китов они что ли собираются отбиваться?)

Однако никаких далекоидущих и конкретных планов по недопущению милитаризации Арктики и решению усугубляющихся экологических проблем этого уникального региона не существует. Что же касается Конвенции ООН по морскому праву, - порой приходится слышать утверждения, что она содержит все необходимые механизмы для управления Арктикой - то, как заметил в прошлом году Нил Гамильтон (Neil Hamilton), директор Арктической программы Всемирного фонда защиты природы, в вопросе о климатических изменениях это соглашение оказалось недееспособным.

Действительно, Сенат США так и не ратифицировал Конвенцию. Кроме того, некоторые американские специалисты по данному вопросу, в принципе признавая возможность «стратегической революции» в Арктике, тем не менее считают, что в ближайшие 10 лет существенного изменения ситуации ожидать не стоит. Соответственно, утверждается, что Договор об Антарктике и содержащиеся в нем запреты нельзя экстраполировать на ситуацию в Арктике, поскольку последняя представляет собой скованный льдом океан, окруженный континентами, а Антарктида - это скованный льдом континент, окруженный океанами. Кроме того, внушают нам, в 1959 г. сами представления о потенциале этих регионов были иными.

В публичных заявлениях представителей западных арктических государств - Канады, США, Норвегии и Дании (она связана с этим регионом через Гренландию) - проскальзывает благодушное отношение к вопросу о природных богатствах и военном значении Крайнего Севера. Вместе с Россией они в 2008 г. ограничились подписанием Иллулисатской декларации - узконаправленного процедурного документа, не содержащего никаких решений по важнейшим проблемам Арктики.

Один из участников «круглого стола» в Галифаксе - заместитель министра обороны Норвегии Эспен Барт Эйде (Espen Barth Eide) - с легким сожалением заметил: «Не факт, что открытие доступа в Арктику следует воспринимать позитивно».

Правда, он тут же добавил: «Предположения о том, что здесь начнутся какие-то авантюры по типу «Большой игры», ошибочны. Ситуация заслуживает внимания, но не выглядит тревожной». Начальник Генштаба канадских вооруженных сил генерал Уолтер Натынчик (Walter Natynczyk) также старался не нагнетать страсти: «Военной угрозы в ее традиционном понимании в Арктике не существует». Впрочем, он же высказал предположение, что из-за суровых условий Крайнего Севера в некоторых ситуациях там могут действовать только военные.

Однако не стоит забывать о русских - а они-то куда активнее, чем страны НАТО, стремятся перекроить ситуацию в Арктике по собственным лекалам. У России есть большой опыт деятельности в регионе - правда, трепетное отношение к экологии в число ее достижений явно не входит. Кроме того, Москва претендует на включение половины Арктики в состав своей территории: в Галифаксе бывший постпред США при НАТО Курт Волкер (Kurt Volker) назвал подобные намерения «экстравагантными». В 2007 г. специальная экспедиция установила государственный флаг России на морском дне в точке Северного полюса. А в нынешнем году российский Совет безопасности заявил, что к 2020 г. Арктика станет «стратегической ресурсной базой» страны, и там будут размещены воинские контингенты, «способные обеспечить военную безопасность» в регионе. В октябре один российский адмирал дал понять, что часть вертолетоносцев, которые Москва намерена приобрести у Франции или построить по лицензии, войдет в состав Северного флота.

Впрочем, не исключено, что это просто риторика. В апреле министр иностранных дел Сергей Лавров (именно ему принадлежит авторство нынешней политической линии Москвы по Ирану, согласно которой стремление тегеранского режима создать ядерное оружие не подтверждается фактами), совершил разворот на 360 градусов, заявив, что Россия не планирует увеличения военной группировки в Арктике. Кроме того, как заметил генерал Натынчик на конференции в Галифаксе, корпуса вертолетоносцев, которые планирует приобрести Россия, не приспособлены для плавания в арктических водах.

Тем не менее, подчеркнул Волкер, - сейчас он руководит Центром по проблемам межатлантических отношений при Университете имени Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University) - «русские знают, чего хотят. У них есть Северный флот, они создают стимулы, чтобы люди работали и селились на Крайнем Севере. Они намерены разрабатывать газовые месторождения в Арктике. Речь идет не о военной агрессии, а об усилиях по наращиванию присутствия в регионе на всех направлениях». Вашингтон же, по его словам, «несколько медлит с разработкой общего курса в отношении Арктики. А ведь мы - единственная страна, обладающая ресурсом и политическим весом, необходимыми, чтобы обеспечить развитие региона».

В общем, никто никуда не спешит. Просто грандиозная идея: вообще исключить из расчетов наихудший сценарий - «Большую игру» в Арктике со всеми ее неизбежными последствиями, такими как милитаризация, утечки газа и разливы нефти, столкновения танкеров, нагнетание националистических страстей! Конечно, она начнется не завтра. И на этой неделе, когда на «климатической» конференции в Копенгагене будут озвучиваться другие грандиозные идеи, Арктика вновь останется без должного внимания.