Кому выгодна имитация демократии?

На модерации Отложенный

Страна изнывает от жары. Хочется воды, а не политики. Не хочется говорить о засухе, неурожае, о коррупции. Не хочется вспоминать о «Распадской», о плохих дорогах и политических дураках. Хочется хороших летних новостей. Хочется мороженого, кваса, прохладных фонтанов.

И похоже, что власть уловила эту потребность. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) выдала перегретому народу щедрую порцию пенящегося политического кваса…

Оказывается, страна живёт в полной социальной гармонии. «За шесть месяцев 2010 г. в России не случилось ни одной забастовки», - рапортуют оптимисты из Росстата. Превышен даже рекорд тишайшего 2009 г., когда на всём просторе от Калининграда до Владивостока полыхнула (да и то, видимо, по недосмотру пожарных) одна-единственная забастовка. «А ведь совсем ещё недавно, пять лет назад, в 2005 г., число забастовок в России достигало 2,5 тысячи», - доливают пенного напитка счетоводы Росстата.

Так и хочется, как в былые советские времена, запеть:

К станку ли ты склоняешься,
В скалу ли ты врубаешься -
Мечта прекрасная,
ещё не ясная,
Уже зовёт тебя вперёд…


Довольны вольные пахари, суровые шахтёры, мускулистые металлурги. Довольны учёные и студенты, спортсмены и болельщики, больные и врачи. Довольны олигархи и обласканный ими народ. И в этой связи вспоминается комическая история, случившаяся недавно в Израиле. Страна, как известно, придерживается строгих кошерных правил. Но правила правилами, а жителям, особенно выходцам из скоромной России, хочется побаловать себя чем-то вроде свиной шкварочки. Вот изобретательные торговцы и придумали: наладили выпуск кошерных чипсов со вкусом жареной свинины. Как говорится, и святые довольны, и грешники сыты. Вот и данные Росстата чем-то напоминают «чипсы счастья». Сыт не будешь, так хоть нанюхаешься!

Не всё так просто

Непонятно только, откуда в столь благостной ситуации в стране появляются недовольные? Не скажешь, что их слишком много. Тем не менее, по последним данным социологов, за оппозицию, появись у неё достойный лидер, на выборах проголосовало бы 20% избирателей. Причём оппозицию готовы поддержать прежде всего более продвинутые городские жители.

Словом, ситуация на самом деле не так проста, как видится с официальных холмов. Профсоюзы, имеющие собственные градусники для замера температуры пролетарского тела, имеют и своё представление о мере недовольства. И они серьёзно обиделись на оптимистов из Росстата. «Ничего общего с реальностью эта статистика не имеет», - говорят представители «Соцпрофа». А благостные данные об отсутствии забастовок объясняются изменениями, которые в 2006 г. были введены в Трудовой кодекс. В соответствии с новыми правилами акции протеста практически невозможно официально зарегистрировать.

Иными словами, на земле и под землёй забастовки есть, а на бумаге - нет.

Попытка выдать желаемое за действительное весьма характерна для политических систем, в которых отсутствует реальная оппозиция. Социальных лакировщиков трудно призвать к ответственности. Ну пошумят несколько смелых газет. Но население в большинстве своём газет не читает, а смотрит телевизор. А там на один бутерброд с горчицей - десять с мёдом.

К счастью, народ смотрит не только в телевизор, но и поглядывает в окно, а по дороге на работу гуторит промеж себя, обмениваясь разными непричёсанными мнениями. В результате таких разночтений между официозом и мнением улицы и нарастает недоверие между народом и властью.

Нарядили?

Правду о мире труда, о состоянии рабочего класса, о его настроениях в сегодняшней России узнать не так-то просто. Конечно, такого тотального контроля за мнениями и потоками новостей, какой существовал в СССР, сегодня нет. Реальность так или иначе просачивается по порам народной жизни. Но отсутствие серьёзной, ответственной оппозиции, а следовательно, и критического взгляда искажает картину жизни страны. При наличии огромного количества бюрократических фильтров, при известной холуйской традиции «сделать начальству красиво» правда просачивается в верхние слои с большим опозданием. И это (при всей благостности намерений) приводит к принятию ошибочных решений. В Кремле и Белом доме, похоже, начинают понимать технологию «развешивания лапши» на уши. Недавно при разговоре с рабочими В. Путин не без иронии поинтересовался: «Это у вас спецовка такая или вас специально для меня нарядили?»

Не способствует пониманию ситуации на «трудовом фронте» и свёртывание профсоюзного движения. За последние пять лет число членов профсоюзов сократилось на 10 млн человек. При отсутствии политической поддержки профсоюзного движения со стороны политических партий новые хозяева заводов подвергают профсоюзных лидеров открытой обструкции и при первой же возможности норовят уволить. На многих предприятиях профсоюзные ячейки фактически вынуждены переходить на полулегальное положение. А новые поправки к законам расширяют возможность судебного преследования профсоюзных активистов. Формально профсоюзы в России всё ещё существуют. Но на самом деле их роль сведена к нулю. И это наносит серьёзный ущерб демократии.

* * *

Недавно во время визита в Белгородскую область Д. Медведев посетил экспериментальный кондитерский цех. Увидев только что произведённую экспериментальную конфетку, президент поинтересовался: а можно ли её съесть? «Нет, съесть нельзя, - строго сказала работница цеха. - Она ещё не остыла…»

Вот так у нас и с демократией. Вроде бы она есть и выглядит как в шоколаде. А съесть нельзя. Ещё не остыла…