Валютные рецидивисты
Казалось бы, не так давно валютные заемщики, ставшие жертвами девальвации, массово взывали о помощи, просили о реструктуризации, отбивались от судебных приставов и коллекторов. Но не прошло и полутора лет, как валютные кредиты вновь входят в моду. Банки уже готовы кредитовать в валюте при наличии залога под 7% годовых.
Первые признаки оживления на рынке кредитования физлиц проявились в марте, и на протяжении последующих четырех месяцев рублевые кредиты уверенно росли. Интерес к валютным кредитам у заемщиков проявился позже: объем задолженности в этом сегменте стал расти только в мае. В абсолютных цифрах прирост пока невелик, однако темпы роста впечатляют. В мае–июне темпы роста валютных кредитов опережали рублевые, наибольший спрос на эти продукты предъявляют потребители в столице. В Москве, по данным «Обзора банковского сектора» ЦБ РФ, валютные кредиты за два месяца выросли на 3,5% против роста в 2,1% по рублевым.
Интерес к валюте говорит о действительно устойчивом спросе и выраженной тенденции к росту розничного кредитования. С начала кризиса потребители финансовых услуг предпочитали сберегать, а если занимать – то аккуратно, в случае необходимости. Объемы вкладов в банках последовательно росли, а кредитные портфели до весны этого года сокращались. И все же длительный период снижения ставок не мог не отразиться на финансовом поведении потребителей.
Если смотреть на среднерыночные ставки, то может показаться, что картина за последние полгода изменилась не так чтобы уж очень сильно. По данным кредитного брокера «Кредитмарт», ставки по рублевым ипотечным кредитам снизились с 17,7% до 16,2%, по потребкредитам – с 30,1% до 28,8% годовых. Что касается кредитов в валюте, то по ипотеке они снизились с 13,6% до 13,3%, а по потребкредитам, напротив, даже росли – с 17,5% до 19% годовых. Однако все дело в активности конкретных банков, что хорошо видно на примере тех из них, которые предлагают ипотечные и жилищные кредиты, – ведь на них приходится более половины выдаваемых кредитов.
Реальные ставки по выданной ипотеке благодаря госбанкам к лету этого года опустились на докризисный уровень. По данным ЦБ, в рублях сейчас они составляют 13,5%, в валюте – 10,9% годовых. Получается, в среднем заемщики, готовые брать на себя валютный риск, выигрывают 2,6% от суммы задолженности в год, что при среднестатистическом размере валютного кредита в 4 млн руб. позволяет существенно экономить. При ослаблении рубля заемщики могут оказаться должны банку даже гораздо больше, чем если бы брали кредит в рублях, что, собственно и произошло в кризис. Однако при его укреплении удачливый заемщик окажется в еще большем плюсе.
Пока что ситуация для валютных заемщиков благоприятна. По прогнозу Центра макроэкономических исследований Сбербанка, опубликованного на минувшей неделе, в среднесрочной перспективе рубль будет укрепляться. По базовому сценарию, доллар и евро через три года подешевеют относительно рубля на 6,5% и 7% соответственно. И евро как более слабая валюта в качестве расчетов по кредитам выглядит предпочтительнее. Неудивительно, что банки привлекают дополнительное фондирование в валюте и повышают ставки по валютным депозитам. В начале августа ставки повысил Сбербанк, ранее это сделали и некоторые другие банки.
Наибольшую выгоду из роста спроса на валютные кредиты могут извлечь российские «дочки» иностранных банков, имеющие доступ к фондированию за рубежом. Они смогут предложить более интересные ставки и привлечь наиболее перспективную клиентуру. Их не пугают даже данные ЦБ о плохих долгах в рознице, которые показывают: просрочка стабилизировалась лишь по рублевым кредитам (на уровне 13%). По валютным кредитам просрочка продолжает упрямо расти, и если до кризиса она была минимальна, то теперь достигла почти 11% портфеля. Некоторые из банков с иностранным капиталом предвидели увеличение валютного спроса и при поддержке материнских структур начали готовиться к нему заранее. Как, например, «Нордеа Банк», который и до кризиса предлагал самые низкие ставки на ипотечной ниве и сейчас себе не изменяет.
«Низкие ставки по ипотечным кредитам у нас действуют с октября 2009 года, минимальная плавающая ставка составляет 7%, фиксированная – 9% годовых в валюте. При определении конкретных значений ставок мы ориентируемся на потребности своих клиентов, стоимость ресурсов и плановую доходность по таким продуктам», – рассказал зампредправления «Нордеа Банка» Андрей Мальцев. По его словам, банк ориентируется на клиентов, консервативно управляющих своими финансами, однако это не мешает требовать с заемщиков всего лишь 15% первоначального взноса.
Неудивительно, что при таких ставках и ожиданиях относительно укрепления рубля многие готовы снова начать жить в кредит с валютным риском. Низкие ставки и ожидания девальвации валюты рисуют перед потребителями заманчивую картину, в которой долговое бремя легко, а возможности досрочного погашения так реальны.
Однако следует помнить, что кроме базового и оптимистического сценария относительно курса рубля у аналитиков есть и пессимистические прогнозы. Тот же Сбербанк не исключает возможности девальвации рубля по отношению к доллару через три года на 25%, относительно евро – на 3,9%. Это возможно при невысоких темпах роста ВВП, в среднем менее 2% в год, и инфляции в среднем не менее 7,7% в течение трех лет.
Так что валютные риски относительно невысоки при коротких кредитах и небольшом размере платежей относительно ежемесячного дохода. А вот при длинных сроках и сильной «закредитованности» заемщика риски становятся очень высоки. В этом случае экономия в несколько процентных пунктов за счет валюты кредита при нестабильной экономической ситуации приведет к разорению заемщика с большей вероятностью, чем рублевый кредит, – при условии, что именно в рублях заемщик получает свои доходы. Открытым остается вопрос о том, какой срок кредитования в валюте можно считать относительно безопасным.
Если вы все-таки решились занять в валюте, помните: совет брать кредиты в той валюте, в какой получаете доходы, – он на все времена. Наверняка многие из тех, кто не смог обслуживать свой валютный кредит на прежних условиях из-за кризиса, слышали его до того, как подписали кредитный договор. Чтобы проверить собственную терпимость к валютному риску, перед тем как заключить сделку, попробуйте представить себе не только тающий на глазах аннуитетный платеж в рублевом эквиваленте, но и собственное раскаяние по случаю проявленного легкомыслия.
Комментарии