Псевдобайкеры

На модерации Отложенный

По собственным критериям я молодой байкер, с опытом всего в пять лет. У меня два байка, а самое дальнее путешествие, – надо заметить, довольно безрассудное предприятие, – я проделал из Москвы в Екатеринбург. Но даже собственного опыта мне хватает, чтобы выразить скепсис по поводу недавно прошедшего в Севастополе байкерского фестиваля и как бы внезапного визита на него Владимира Путина.

Начну с того, что пресловутые «Ночные волки» – это не самое крупное и авторитетное байк-формирование у нас в стране. На самом деле каких только байкерских сообществ, клубов, «банд» и тусовок у нас нет. А основная масса байкеров – и я в том числе – вообще не состоит ни в каких тусовках. Но я все же приведу несколько примеров: в Москве есть клубы Outlaws и Harley Davidson, в регионах, к примеру, в Ярославле, «Черные медведи» – они будут посерьезней даже московских сообществ. А «Ночные волки» под управлением всем уже известного Саши «Хирурга» Залдостанова – самые распиаренные. Надо понимать, что они уже отнюдь не байк-тусовка, исповедующая идеологию freeride, а коммерческое предприятие. А как только подобные общественные движения начинают коммерциализироваться, то рано или поздно заканчивают тем, что проект поджимает под себя либо крупный бизнес, либо власть. Как произошло в случае с севастопольским пробегом.

Севастопольский байкерский фестиваль давно уже растерял налет байкерской романтики и оброс обычными признаками коммерческого шоу: взносами, пиаром, концертными площадками, продажей байкерской атрибутики и сувениров. Еще раньше в то же самое превратились и новогодние байкерские вечеринки «Ночных волков», которые они проводят у себя в клубе в Мневниках, переродившиеся, по сути, в корпоративы. Теперь судьба вывела «Ночных волков» на новые орбиты. И с этим их взлетом, по-моему, все банально.

Начнем с того, что у нас во власти не только Владимир Владимирович интересуется байками. Среди любителей есть калининградский губернатор Георгий Боос, представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин. И мне понятны причины, по которым первые лица навестили байк-шоу не где-то на российском юге, а именно в Крыму, месте очень привлекательном в плане политического пиара. Бросаются в глаза и уровень организации пробега, и лояльность официальных СМИ еще на этапе подготовки, – очевидно, что денежная подпитка в том числе была и со стороны «Единой России», наверное, по статье «работа с молодежью».

Политологи уже по-всякому проанализировали тайный смысл визита Путина к байкерам: и воздействие на электорат, и про предвыборные шаги. Ну а если это было действительно развлечением, аттракционом?

На мой взгляд, разговоры про предвыборную гонку в этой связи лишние: поехал бы он к байкерам или нет, никакого влияния на выборы это не окажет, он и так сам возьмет все, что ему нужно. Не заработает наш премьер очков и в немногочисленной среде байкеров и им сочувствующих. Они традиционно всячески дистанцируются от власти и государства. А кроме того, трайк, на котором проехал Путин, – это и не совсем про байкеров и мотоциклы, на нем может проехать даже неподготовленный человек. Я так понимаю, что поездка на трайке была компромиссом между пиарщиками и службой безопасности. С одной стороны, надо было поддержать имидж мачо, а с другой – избежать всех рисков, связанных с такой демонстрацией.

Если внимательно посмотреть запись выступления Владимира Путина на байк-фестивале, то можно убедиться, что в толпе мало кто демонстрировал восторг от встречи. Сама по себе идеология freeride не соответствует политике государства. Могу сказать, что на различных байкерских форумах уже сейчас очень много негатива и по поводу визита руководства страны, и по поводу самого пробега. Проведение подобных мероприятий и какая-либо другая кооперация с государственными или партийными лидерами настоящими байкерами ни в какой форме не приветствуются. Логика freeride в том, что ты свободный человек, в том числе и от государства. Понятно, что полностью быть свободным от государства невозможно, но приезд большого политика трактуется представителями движения однозначно негативно.

Байкеры у нас в России и на Западе только в стремлении к свободе совпадают, а в остальном это абсолютно разные люди. У нас – это довольно узкий круг относительно молодых людей, там же большинство байкеров в возрасте сильно за 40 лет. В России езда на байках – это колоссальный труд и риск: уворачивание от колдобин, от диких водителей с гор, от таких же раздолбаев на мотоциклах, которых к концу сезона из сотни остается около семидесяти. На Западе байков несоизмеримо больше, езда там комфортнее, есть большое количество специализированных магазинов и сервисов. Никакого риска и сплошные удовольствия. Поэтому там это увлечение, а у нас – общественное движение.

Проблема России в том, что мы ищем мифического национального лидера и национальную идею, что общество находится в постоянном поиске поводыря. Власти ничего специально уже не нужно делать для изменения ситуации, а достаточно исполнять этот запрос. Поездка во главе колонны суровых российских байкеров – чем не видимость истинной крутизны нашей власти? Но мы не готовы к переходу к свободному обществу, состоящему из свободных людей. Нам надо выходить из состояния внутреннего рабства, а не давать вождям повода исполнить очередную эффектную роль.