Из шахмат в политику

На модерации Отложенный

Как и одержимый шахматной доской персонаж Стефана Цвейга, Гарри Каспаров по-прежнему восхищается этой великой игрой, ее бесчисленными комбинациями и необходимым для нее боевым складом ума. Этим летом самый знаменитый политический противник Владимира Путина больше не ходит по улицам Москвы и не тратит силы на запрещенные демонстрации. В настоящее время он находится в Нью-Йорке, где ведет борьбу за то, чтобы на пост президента Международной шахматной федерации (ФИДЕ) был избран его бывший враг и соперник Анатолий Карпов, которому он уступил шахматную корону в 1985 году.

Сейчас он вновь погрузился в одну из столь любимых им яростных и открытых дуэлей. В запутанной гонке за президентское кресло \"К№2\" противостоит президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов, поддержку которому оказывает один из близких советников Дмитрия Медведева Аркадий Дворкович. Такая необычная связь спорта и политики действительно выглядит крайне любопытной. Выходит ли, что Гарри Каспаров изменил свою политическую стратегию с тем, чтобы бороться с кремлевскими противниками на своей собственной территории?

\"Здесь речи не идет ни о какой политике\", - говорит этот вечный игрок и тем не менее подчеркивает, что своей поддержкой Карпова хочет \"продвинуть вперед реформаторское направление в мире шахмат\" в противовес Илюмжинову, кандидату от лагеря \"консерваторов\". Так, что же заставило его вступить в игру, ностальгия о славном прошлом или беспрерывный поиск новых противников?

К тому времени как Гарри Каспаров объявил 11 марта 2005 года об уходе из мира шахмат, он победил всех своих противников (в том числе компьютер) и заработал большие деньги. Кроме того, он наделал немало шума в шахматном сообществе из-за того, что увеличил число ассоциаций, отколовшихся от ФИДЕ, которая, по его словам, не защищала интересов игроков. Увидеть триумф отца смог и его сын Вадим (сейчас ему 8 лет).

В это время в стране полным ходом утверждался \"путинизм\". В 2004 году Кремль отдал приказ о штурме захваченной исламскими террористами школы в североосетинском городе Беслан, в результате чего погибло 344 мирных жителя, из них 184 ребенка. Стремившийся к независимости от властей олигарх Михаил Ходорковский оказался за решеткой. \"Над моей страной нависла смертельная угроза. Тот факт, что все эти события наложились одно на другое, сильно все упростило. Главным для меня было не победить или проиграть, а сопротивляться. У меня не было другого выбора\", - рассказывает Каспаров Le Figaro. Из детства и юности в Армянской ССР молодому Каспаряну (впоследствии он русифицировал свою фамилию), сыну \"матери-армянки и отца-еврея\", запомнились прежде всего идеологические споры с дедом, который был ярым коммунистом. Одна из самых громких ссор произошла во время вторжения советских войск в Афганистан. \"Мой дед не любил мой дух противоречия, но наши споры помогли мне сформировать серьезное отношение к политике\", - пишет он в своей книге \"Шахматы как модель жизни\".

\"Демонтаж режима\"


Выражение \"политическая карьера\" явно действует ему на нервы. \"Я никакой не политик\", выходит он из себя. \"Использование этого определения подразумевает, что мы в России живем при нормальной системе. На самом же деле Россию даже сравнивать нельзя с Великобританией или Францией. Моя страна походит больше на Зимбабве или Венесуэлу. Люди здесь не участвуют в выборах, а власти пытаются лишь получить нечто похожее на голосование\", объясняет Каспаров. Однако думал он так не всегда. В 2007 году, после трех лет создания враждебных Путину организаций, его партия \"Другая Россия\" (\"Другая Россия\" была движением, а не партией, - прим. ред.) выдвинула его в качестве кандидата на президентские выборы 2008 года. Но на пути оппозиционера встали серьезные препятствия. Издательства отказались печатать его книги, а найти помещения для проведения собраний было просто невозможно. В глазах властей он стал врагом народа.

В ноябре его арестовали в Москве во время проведения акции против \"нелегитимных\" парламентских выборов, которые должны были состояться две недели спустя. В итоге он провел пять дней в тюрьме.

В полном одиночестве. За все это время навестить его попытался всего один человек: Анатолий Карпов. \"Никто кроме него за эти пять дней даже не интересовался мной, и это открытие в тюрьме стало для меня шоком\", - говорит Каспаров. Несколько дней спустя, поняв, что дело здесь нечистое, он отказался от участия в президентской гонке. Как опытный шахматный игрок, он отошел на оборонительные позиции в ожидании благоприятного стечения обстоятельств.

С тех пор Гарри Каспаров отрицает весь свой \"политический опыт\", ведущий отсчет, кстати говоря, еще с предвыборной кампании Бориса Ельцина в 1996 году. Вообще, ельцинский режим, как теоретизирует он сегодня, уже тогда носил в себе зародыш \"путинизма\". Кроме того, шахматист был также финансовым советником популярного одно время генерала Александра Лебедя, основавшего Народно-республиканскую партию России. Его новую стратегию можно выразить следующим образом: \"демонтаж режима\". Эту цель, движение к которой должно осуществляться с помощью ненасильственных действий, можно достичь лишь подъемом народа, когда тот почувствует что, с него \"хватит власти этой клики\" и \"подрывающего страну социального неравенства\", и осознает уязвимость страны, \"чья экономика держится исключительно на сырье\".

Закаленный характер

Как и все российские оппозиционеры, он не принимает Медведева всерьез и сосредоточивает все усилия на борьбе с премьер-министром, который и остается настоящим хозяином страны. Его новое движение \"Солидарность\" ставит перед собой задачу объединить все рассеянные антипутинские силы, от либералов до националистов. Однако с приближением парламентских и президентских выборов (2011 и 2012 годы) внутренних раздоров становится все больше. Виной тому стратегические или личные разногласия. Так, два видных лидера оппозиции, бывший премьер-министр Михаил Касьянов и знаменитая правозащитница Людмила Алексеева, уже свернули с его пути.

Противники Каспарова обвиняют его в том, что тот перестал участвовать в выборах и не понимает всей специфики политической борьбы. Недовольны они и его подозрительным и скрытным поведением, приобретенным в немалой степени после долгих часов размышлений за шахматной доской. \"Все уже поняли, что с Каспаровым мы топчемся на месте. Никто больше не хочет иметь с ним дел\", - говорит один Владимир Милов. Сторонники бывшего шахматиста наоборот превозносят его решение отказаться от участия в неполноценных выборах и утверждают, что он обладает закаленным характером.

\"За последние пять лет Каспаров изменился. Он стал мудрее. Хотя его неприязнь к власти и осталась столь же сильной, он стал терпимее относиться к союзникам, которые не разделяют его точку зрения\", - считает Лев Пономарев, еще один видный деятель диссидентского движения. Все они покорены интеллектом этого человека. \"Мне хорошо его видно во время конференций. Иногда он поднимает глаза к потолку, сосредотачивается, просчитывает варианты. То, что он был шахматистом, позволяет ему предвидеть возможное развитие ситуации\", - рассказывает Пономарев.

Все эти внутренние нападки, однако, не слишком беспокоят Каспарова: \"Я - один из тех немногих в этой группе, кто смог прославиться вне политики. У меня достаточно денег, я не требую какого-то особого отношения или особой позиции. У меня много различных интересов, и я свободный человек\". Существующие конфликты он объясняет антидемократической природой режима, который превращает оппозиционеров в \"неприкасаемых\" и вынуждает его зарабатывать себе на жизнь за границей, в первую очередь в США, где он выступает с докладами и лекциями.

\"Вот уже пять лет как мы боремся с режимом, и, хотя наши ресурсы скудны и нет доступа к ведущим СМИ, мы все еще здесь и продолжаем бороться\", подчеркивает он. Этим летом, после отдыха с семьей в Хорватии и своей шахматной интермедии, вечный игрок вернется в Москву, чтобы продолжить свою партию с Владимиром Путиным, хотя ему прекрасно известно, что одержать верх над этим противником будет гораздо труднее, чем над всеми его предшественниками.