Запутанный треугольник Россия-Китай-США
На модерации
Отложенный
Недавно я был на лекции видного американского ученого-китаиста, в прошлом высокопоставленного чиновника Пентагона, который специально приехал в Москву, чтобы предостеречь нас насчет усилившейся мощи Китая. У «китайского дракона», заявил он, большие амбиции, он будет стремиться господствовать в мире. Он также намекнул, что Вашингтону и Москве следует сомкнуть ряды и приготовиться сдерживать политическую и экономическую экспансию Китая.
Его слова заставили меня задуматься о том, как непросто складывались отношения между Москвой, Пекином и Вашингтоном последние 60 лет.
После основания Китайской народной республики в 1949 году возник китайско-советский блок, основной задачей которого было служить противовесом Соединенным Штатам и западному «империалистическому» лагерю в целом. Однако дружба между Советским Союзом и Китаем продлилась недолго. В 1960-е годы трения между двумя странами даже привели к тому, что их войска затеяли перестрелку на пограничной реке Уссури. Китай, который был заметно слабее Советского Союза, после этого начал искать союзников для противостояния своему бывшему «старшему брату».
В конце 1960-х годов увязшие во Вьетнамской войне Соединенные Штаты стали активно заигрывать с китайцами, коренным образом изменив расклад в треугольнике Китай-США-Советский Союз. Вашингтон начал поставлять оружие Пекину и обмениваться с ним разведданными. Вдобавок начавшийся в 1979 году при Дэне Сяопине переход Китая к рыночным реформам заставил Вашингтон дополнительно усилить поддержку. Соединенные Штаты вознамерились помочь коммунистическому гиганту превратиться в полноценного члена «свободного мира».
Однако альянс Вашингтона и Пекина оказался недолговечным по двум причинам. Во-первых, приход к власти в Советском Союзе нового лидера – Михаила Горбачева с его «новым мышлением» привел к потеплению между Соединенными Штатами и Советским Союзом, и это встревожило китайское руководство. Во-вторых, отношения между США и Китаем серьезно испортило жестокое подавление протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. Вашингтон незамедлительно дистанцировался от Пекина и одновременно продолжил сближаться с Москвой, пытаясь направить Советский Союз на путь рыночной экономики и втянуть его в орбиту западного влияния. Когда Советский Союз распался, и коммунистических аппаратчиков сменили в Кремле прозападные демократы, Соединенные Штаты решили сомкнуть ряды с Россией и совместными усилиями заставить Китай изменить политическую структуру и политику.
Однако идиллические отношения между США и Россией тоже быстро закончились. Опьянев от своей победы в холодной войне и от своего очевидного военного, политического и экономического превосходства, Соединенные Штаты нацелились на мировую гегемонию. Это настроило против них и Москву, и Пекин и подтолкнуло их снова объединить силы, чтобы противодействовать американской гегемонии.
Теракты 11 сентября 2001 стали началом конца для эпохи мирового господства США. Падение Америки с небес ускорили тяжелые и неудачные военные кампании в Афганистане и Ираке, а также глубокий экономический кризис.
К 2009 году стало очевидным, что глобальная империя «Pax Americana» была всего лишь пустой мечтой, и Соединенные Штаты под руководством прагматичного и склонного к реализму Барака Обамы принялись искать новых союзников.
Одной из идей новой администрации было разделить бремя ответственности за мировую безопасность с Китаем, экономика которого продолжала расти быстрыми темпами, несмотря на глобальный кризис.
В феврале 2009 года госсекретарь США Хиллари Клинтон предложила создать альянс двух сверхдержав - США и Китая, - чтобы вместе справляться с наиболее насущными проблемами мировой экономики и политики. Однако китайские лидеры решительно отвергли предложение Клинтон. Как мог бы Китай создать «ось» с Америкой, если между ними по-прежнему существует яростное геополитическое соперничество, и они не могут преодолеть ряд досадных разногласий – связанных, например, с продажей США оружия Тайваню?
Впрочем, даже если бы этих проблем не было, добиться долговременного союза между США и Китаем или Китаем и Россией было бы трудно. Во-первых, обжегшись на неудачных альянсах с Вашингтоном и Москвой, Пекин решил вообще избегать официальных союзов со сверхдержавами, и это стало краеугольным камнем его политики. Во-вторых, Китай исторически стремился бороться с любой гегемонией. Пекин всегда утверждал, что он не претендует на роль гегемона и выступает против господства в мире любой из сверхдержав.
Китай выучил этот урок в начале 1980-х годов, когда, сблизившись с Соединенными Штатами на почве противодействия Советскому Союзу, он быстро понял, что подобный альянс отрицательно влияет на его репутацию в «третьем мире». Между тем, именно третий мир, как и Пекин отрицающий гегемонию Соединенных Штатов, считается традиционной опорной базой Китая.
Таким образом, Вашингтону предстоит искать другой способ сохранить господствующее положение на международной арене. Если Китай не хочет сотрудничать, это может означать, что он будет бороться с экономическим и политическим влиянием США везде, где только сумеет. Именно поэтому многие американские политики считают Китай главной угрозой США.
Кто может помочь Соединенным Штатам противостоять этой угрозе? В частности, такую роль могла бы сыграть Россия. И вот, Вашингтон вновь начал уговаривать Москву помочь Америке уравновесить растущее глобальное влияние Китая. Однако США не понимают, что Россия сейчас совершенно не заинтересована выступать против Пекина. Ей намного выгоднее сотрудничать с ним, чем служить ему противовесом, особенно теперь, когда она в первую очередь нацелена на модернизацию.
Французский философ 18-го века Шарль Монтескье писал: «Небольшие республики погибают от внешнего врага, а большие - от внутренней язвы». У России больше, чем достаточно, требующих решения внутренних проблем, и она не хочет беспокоиться еще и о конфликтах с Китаем. Поэтому прочный альянс США и России против Китая столь же обречен на неудачу, как и альянс России и Китая против Соединенных Штатов. Следовательно, российско-китайско-американский треугольник еще долго будет оставаться тремя отдельными вершинами.
Евгений Бажанов - проректор по научной работе и международным связям Дипломатической академии МИД.
Комментарии
Пора бы ускорить создание новой валюты для стран АТЭС.
У Китайцев за коррупцию смертная казнь есть.
Спасибо, за анализ. Коротко и ясно. И, соответствует действительности.
Будь он хоть параллепипед,
Или куб... едрёна мать!
(с)
Граница.
По одну сторону: растущие, как на дрожжах, фабрики и заводы, современные города, первоклассные дороги, армия, становящаяся все более и более современной и тренирующаяся для действий в условиях близких к условиям по другую сторону границы, полтора миллиарда человек, только что не сидящих друг у друга на голове и бешеный дефицит ресурсов для развивающейся экономики..
По другую сторону: пустые заброшенные земли, практически полное отсутствие промышленности, немногочисленные города с разваливающейся инфраструктурой середины прошлого века, скупо разбросанные вдоль единственной Транссибирской железнодорожной магистрали, немногочисленное и постоянно уменьшающееся население (24 млн. Сибирь и 6 млн. Дальний Восток), полное отсутствие неядерных вооруженных сил и изобилие полезных ископаемых.
По одну сторону экономическая сверхдержава Китай с 10% мирового промышленного производства (растет), по другую сторону вымирающая Россия с менее, чем 2% (уменьшается)
Господин проректор, предлагающий поверить ему на слово, что все будет хорошо.
Ваш прогноз?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором