Москва пугает Лукашенко, но менять не хочет

На модерации Отложенный

Новый виток прогнозов, на кого сделает ставку Кремль в альтернативу Лукашенко, спровоцировала поездка в Москву группы лидеров белорусской оппозиции.

Руководители Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько, Ярослав Романчук и Александр Добровольский отправились в первопрестольную по вполне земному и как будто неполитическому поводу — на празднование 60-летия сопредседателя партии \"Правое дело\" Леонида Гозмана. Белорусская ОГП давно в контакте и партнерстве с российскими \"правыми\".

Но на юбилейном вечере политические оппоненты Лукашенко общались с российским вице-премьером Алексеем Кудриным, Анатолием Чубайсом, депутатами Госдумы от \"Единой России\". В августе белорусские и российские демократы договорились провести в Минске совместную конференцию. И Анатолий Лебедько уже заявил прессе, что в конференции хотят участвовать не только российские оппозиционные политики, но и представители российской власти.

В ряде российских СМИ появились предположения, что на грядущих в Белоруссии президентских выборах Москва готова поддержать оппозиционного Лукашенко кандидата.

Белорусские аналитики называют такие прогнозы беспочвенными.

Лукашенко — вне конкуренции

Белорусская оппозиция разобщена и с каждым годом все менее \"узнаваема\" электоратом, утверждают социологи.

Июньский опрос зарегистрированного в Литве Независимого института социально-экономических и политических исследований засвидетельствовал: рейтинги самых известных оппонентов Лукашенко, противостоявших белорусскому президенту на прошлых выборах, впятеро меньше президентского.

Александр Милинкевич, уже заявивший о намерении вновь участвовать в президентской гонке, имеет 9,9%, профессор Александр Козулин — 7,5%. К тому же Козулин, отсидевший в тюрьме за послевыборные протесты и похоронивший жену, вырвавшись на последнее прощание из камеры, практически отошел от политической деятельности.

За Александра Лукашенко, по данным социологов, готовы голосовать 48,3 участников опроса. Причем \"газовый\" конфликт с Россией даже несколько повысил стабильный в последние годы рейтинг белорусского президента.

Рейтинги его оппонентов — а к предстоящим президентским выборам готова уже дюжина — умещаются в параметры социологической погрешности. \"Пророссийский\" по версии некоторых СМИ Андрей Санников узнаваем только 0,5% опрошенных.

В оппозиции тоже ищут \"пророссийского\"

\"И в этом огромнейший парадокс: Белоруссия весьма советизированная, русифицированная, и 15 лет ее руководство играло в так называемую братскую интеграцию, а \"пророссийского\" — никого! В Белоруссии нет сильных пророссийских организаций и пророссийских публичных фигур. Сегодня Москве особо и не на кого опереться в Белоруссии: на группку казаков? На пару сайтов пророссийского толка?\" — рассуждает политолог Александр Класковский.

Аналитик уверен, что Кремль, если даже и начал поиски альтернативы Лукашенко, к предстоящим выборам \"своего\" найти не успеет.

\"Да, есть с нулевым рейтингом политики, которые хоть завтра бы побежали, выстроились в очередь у ворот Кремля, если бы их поманили. Но ставить на таких — это значило бы только дискредитировать весь замысел\", — уверен Класковский.



\"К тому же есть такая проблема для Кремля: все белорусская оппозиция — проевропейская. И поменять — вдруг получится, что о Лукашенко придется вспоминать с ностальгией?\", — замечает аналитик.

Лидеры белорусской оппозиции уверены: Кремль меньше всего озабочен демократизацией Белоруссии.

\"Кремль хотел бы, чтобы во главе Белоруссии был послушный вассал. Но независимость, ее идея стала уже доминирующей в белорусском обществе. И власть, и оппозиция выступают за самостоятельную, суверенную Белоруссию — даже при том, что каждый из оппонентов этим суверенитетом готов распорядиться по-своему\", — отмечает оппозиционный политик Вячеслав Сивчик.

В нынешнее предвыборное время белорусские оппозиционеры в своих кругах тоже ищут \"пророссийского\" претендента — чтобы заклеймить \"изменника\" национальной идее, лишить его оппозиционного электорального ресурса.

Найти замену Лукашенко в среде белорусских чиновников тоже нереально, уверен эксперт аналитического центра \"Стратегия\" Валерий Карбалевич.

\"Теоретически, конечно, можно найти человека, который готов рисковать слишком многим, бросаясь в такую авантюру. Но привести его к власти у Москвы вряд ли получится. В стране, где фактически нет выборов — нет предвыборной борьбы, реального подсчета голосов, работает административно-командный ресурс, — привычные россиянам ресурсы не работают\", — замечает Карбалевич.

Переворота не будет

По мнению аналитика, весьма реален расчет Кремля на кого-то из белорусских \"бывших\" — экс-министра внутренних дел Владимира Наумова, например, уехавшего работать в Москву.

Но Наумов не однажды заявлял в белорусской прессе, что возвращаться в Минск не собирается и здешними политическими делами не интересуется.

\"Подбить\" на противостояние действующей власти белорусских силовиков, по мнению аналитиков, тоже не реально.

\"В белорусских силовых структурах проведены \"чистки\". Люди, лояльные к России, давно оттуда удалены. А с учетом того, что в Белоруссии девять спецслужб наделены правом оперативно-розыскной деятельности и следят друг за другом, я с трудом представляю, как можно в Белоруссии осуществить такой государственный переворот\", — говорит Валерий Карбалевич.

Киргизский и прочие сценарии уличных революций, по мнению аналитика, в современной Белоруссии невозможны.

Впрочем, данные социологов по этому поводу противоречивы.

\"Беларусь нуждается в переменах\" — соглашаются 62% опрошенных НИСЭПИ. Но практически те же две трети (62,5%) убеждены: кардинальные изменения во внутренней и внешней политике страны в ближайшие пять лет маловероятны или вообще невозможны.

И еще одна любопытная социологическая выкладка. 22,4% респондентов полагают, что \"после ухода А.Лукашенко с поста президента жизнь в Беларуси улучшится\". 25,2% ждут ухудшения, 34,8% — не ожидают изменений. Эксперты НИСЭПИ делают вывод: надежды на скорые и серьезные перемены подрубает\"отсутствие убедительного \"проекта другой Беларуси\" (и ясных способов его реализации)\".