Федерализация Башкирии

На модерации Отложенный

Сегодня в Башкирии (РБ), по сути, произошел мягкий «государственный переворот»: Курултай утвердил креатуру федерального центра Рустэма Хамитова на посту президента республики. 55-летний чиновник станет вторым в истории главой этого национального гиганта. Его назначение — кстати, депутаты проголосовали единогласно — означает, что власть над Уфой окончательно переходит в руки Москвы.

Быстрота принятого решения поражает: Хамитов был назначен врио президента РБ в прошлый четверг, после добровольной отставки 76−летнего Муртазы Рахимова, руководившего регионом с 1990 года. Уже в пятницу «Единая Россия» внесла на рассмотрение президента страны список кандидатов на пост руководителя Башкирии. Кроме Хамитова, в то время приехавшего в Уфу и проводившего первые встречи в новом статусе, в нем значились сенатор от республики Рудик Искужин, глава администрации Уфы Павел Качкаев и председатель Нацбанка Башкортостана Рустэм Марданов. В субботу Дмитрий Медведев внес на рассмотрение Курултая кандидатуру врио президента. Сегодня 105 пришедших на заседание Госсобрания РБ депутатов отдали свои голоса за ставленника главы государства. Еще 15 депутатов, видимо, ничего отдавать не захотели или не смогли, а потому на историческое заседание, посвященное смене власти в одной из самых колоритных российских национальных республик, попросту не явились. Сегодня же новый президент Башкирии произнес присягу на русском и башкирском языках и официально вступил в должность. Таким образом, если кто-то в республике и продолжал по сию пору мечтать о национальном суверенитете, с этого момента мечты эти можно смело положить на полку — власть над Уфой окончательно перешла в руки федерального центра.

Подмена базиса

Как и всякий «политический тяжеловес», Муртаза Рахимов 16 лет (с 1993 года в статусе президента) был главой национальной республики не столько за счет своего политического веса, сколько за счет контроля над денежными потоками на своей территории. Как и в соседнем Татарстане, «чужие» здесь не ходили или ходили только с явного благословения национального лидера. Основой (экономическим базисом этой власти) был контроль семьи Рахимовых над самым значимым состоянием республики — топливно-энергетическим комплексом. БашТЭК представляет собой группу нефтедобывающих заводов, рассчитанных на переработку до 28 млн тонн нефти в год, добывающего актива — нефтяной компании «Башнефть», которая может продуктивно добывать в год 12–14 млн тонн нефти, и двух десятков электростанций холдинга «Башкирэнерго» общей мощностью свыше 5 ГВт. Нефтедобыча, нефтепереработка и выработка тепла и электроэнергии в общей сложности составляют 56% регионального валового продукта Башкирии.

Контроль над этим богатством начал переходить в руки семьи Рахимовых в 1990−е годы, после того как федеральный центр передал в распоряжение Башкирии все находящиеся на этой территории предприятия ТЭКа. О масштабах финансовых средств, которые были консолидированы «у семьи», можно только догадываться, изучая отчетность этих предприятий, которые сейчас находятся под управлением уже нового хозяина — АФК «Система». Только за первый квартал этого года консолидированная выручка группы компаний «Башнефть» (включая результаты трех НПЗ и «Башкирэнерго») по МСФО составила почти 3 млрд долларов, а чистая выручка — 296 млн долларов. При Урале Рахимове, видимо, денег было еще больше, поскольку, во-первых, цена на нефть в 2007–2008 годах была почти вдвое выше, чем сейчас, во-вторых, из-за упоминавшихся уже процессинговых схем поставки на НПЗ Башкирии западносибирской нефти. Интересный факт: после того как контроль над БашТЭКом весной прошлого года официально перешел к АФК «Система», платежи по налогу на прибыль «Башнефти» за первый квартал этого года выросли по сравнению с тремя месяцами прошлого года в 12 (!) раз. И произошло это в основном потому, что за это время «Система» ликвидировала давальческие схемы на теперь уже своих НПЗ.

Вообще, переход контроля над БашТЭКом в руки АФК «Система» стал апофеозом процесса наступления «федералов» на экономику Башкирии. Еще весной 2007 года под контроль «Газпрома» перешел один из крупнейших производителей бутиловых спиртов, бензина, этилена, пропилена и полиэтилена в России — «Салаватнефтеоргсинтез» (СНОС), контрольный пакет акций которого находился в собственности РБ.

Чистая прибыль СНОС только за первые два месяца этого года превысила 1 млрд рублей. Двумя годами позже лишилось самостоятельности Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) — крупнейший отечественный серийный производитель авиационных и вертолетных двигателей. В результате жесткой борьбы УМПО перешло под контроль госхолдинга «Оборонпром» и влилось (так же как и частный НПО «Сатурн» и государственные заводы в Перми и Самаре) в Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК). Поэтому, продав за 2 млрд долларов (это была конечная цена сделки) весной прошлого года АФК «Система» контрольные пакеты акций предприятий Башкирского ТЭКа, семья Рахимовых тем самым окончательно передала экономическую власть в Башкирии в руки федеральных структур.

Миротворец

В этой связи назначение Рустэма Хамитова новым президентом Башкирии отнюдь не случайно. Москве нужна была какая-то компромиссная фигура, которая имела бы отношение к Башкирии, но не была связана с ней экономическими и политическими интересами, а значит, стала более управляемой. «Все рассматриваемые регионы, последними из которых стали Татарстан, Ростовская область, а теперь и Башкирия, были при сильных лидерах достаточно передовыми с экономической точки зрения. Все они при этом подкрепляли свои амбиции не только ресурсной базой, но и ее грамотным сочетанием с какой-то неопровержимой идеологической платформой, например с разыгрываемой национальной картой. По большому счету из всех сохраняющих власть возрастных губернаторов, более 17 лет возглавляющих свои регионы, лишь московский градоначальник способен теперь на экстравагантные поступки, с которыми придется считаться “федералам”», — считает, например, аналитик Андрей Хлебников.

Рустэм Хамитов уже заявил, что одним из первых его указов будет продление полномочий правительства в прежнем составе. «Я буду ориентироваться на людей, живущих и работающих здесь. Может, приглашу кого-то и извне, но это будет редкое исключение, и их позиции не будут главными», — сказал он на встрече с редакторами ведущих СМИ республики накануне сегодняшнего заседания Курултая. Местные политологи считают, что президент Башкирии будет формировать новую бизнес-элиту под изменившуюся экономику в республике. «Я считаю, что Хамитов приложит максимум усилий к тому, чтобы ситуация в Башкирии оставалась стабильной и чтобы переход власти из одних рук в другие прошел плавно и незаметно. Обязательно придут новые люди к власти. Наверное, расклад в политических и экономических кругах изменится, потому что у нас не существует бизнес-элиты как таковой. Ведь весь бизнес в республике был в руках очень узкой группы людей, сосредоточенной вокруг сына президента — Урала Рахимова. Как правило, это еще совпадало с административным ресурсом. Когда в республику пришла АФК “Система”, она сразу получила практически весь нефтяной бизнес, который был сосредоточен практически в одних руках. Поэтому, наверное, должна начать появляться бизнес-элита, политическая элита», — уверен политолог Альберт Мифтахов.

Уроженец Кемеровской области, выпускник знаменитой «бауманки», Хамитов приехал в Уфу в 1977 году и уехал из нее в Москву в 2003 году с поста главного инспектора по Башкирии в аппарате полпреда президента РФ в Приволжье. Поэтому республику он знает, свои люди у него наверняка здесь остались. Но, с другой стороны, он всегда тяготел к работе не в республиканских, а в федеральных структурах — как в Уфе, так и Москве. Коллеги по предыдущему месту работы — холдингу «Русгидро», где он занимал пост заместителя правления, — отзываются о Хамитове как об опытным руководителе, хорошо разбирающемся в политических и экономических проблемах. Он, например, имел прямое отношение к тому, что федеральный центр решил продолжить реализацию самого крупного поволжского инфраструктурного проекта — подъема Чебоксарского водохранилища до проектных отметок 68 метров. «Рустэм Хамитов — многоопытный авторитетный руководитель, глубоко разбирается в политической и экономической проблематике и обладает современным, динамичным складом ума», — говорят о нем в «Русгидро».