Любовь Шишелина: Латышской культуры без русских не было бы

На модерации Отложенный

К 300-летию присоединения Прибалтики к России. Беседа с доктором исторических наук, заведующей Отделом восточноевропейских исследований Института Европы РАН.

- Любовь Николаевна, 17 июля 1710 года по новому стилю, 4 июля по старому, войска Б.П. Шереметева после почти 9-месячной осады овладели Ригой, считавшейся одной из самых неприступных шведских крепостей в Лифляндии (немецкое название Ливонии, территории, простирающейся вдоль берега Балтийского моря и включающей северную часть современной Латвии и южную часть Эстонии). Затем еще были крепости Динамюнде (Даугавгрива) и Пернов (Пярну), остров Эзель (Сааремаа) и крепость Аренсбург (Кингисепп). Наконец, 29 сентября 1710 года войска генерала Боура заняли Ревель...

Какой же ценой досталась эта победа!

- Да, это было тяжелое лето ратных подвигов русского оружия, в затяжной Северной войне стремившегося проложить России дорогу к берегам Балтийского моря. Заметим, борьба шла не с народами Латвии и Эстонии, а со шведскими войсками, яростно защищавшими свои прибалтийские колонии, принадлежавшие им на тот момент 90 лет. Это был первый успех совместных действий Польши (войско которой возглавил и повел на борьбу со шведами в Померании Август II), Дании и России, объединившихся в Северный союз, к которому присоединились Пруссия и Ганновер.

4 июля 1710 года по старому стилю в Москву, наконец, пришло долгожданное сообщение от руководившего осадой крепости Б.П. Шереметева: «С Божьей милостью мне удалось с главным лифляндским городом Ригой, который до сего времени никогда и никакими средствами не был взят и во всей Европе неприступной девственницей считался, обручиться и привести его, как невесту, к честному соглашению».

- К сожалению, этой славной дате – 300-летию присоединения Риги и Лифляндии к России современные «массмедиа» предпочли другую, которая у них называется «60-летием советской оккупации Прибалтики». Почему опущена предлагаемая нами историческая дата?

- Да потому, что опровергает историческую трактовку события, произошедшего 60 лет назад. Из 300 упомянутых нами лет почти 260 большая часть территории нынешних Латвии и Эстонии были вместе с Россией, сначала в составе Российской империи, а затем СССР. Именно в составе России, освобожденные от шведской колонизации, в XVIII веке смогли объединить все свои этнические провинции и составить нацию латвийский и эстонский народы. Что как раз и стало предпосылкой для государственности, впервые в их истории обретенной в 1920 году.

- У нашего молодого поколения, да у людей постарше, не соприкасавшихся с историей Прибалтики, совершенно отсутствует ретроспектива этих исторических событий. Хуже того, многие думают, что Латвия и Эстония – государства с самостоятельной чуть ли не 1000-летней историей, в которую в 1940 году вмешалась злая рука Москвы…

- Эта трактовка преобладает на Западе, долгое время вообще не делавшего какого-либо различия между народами, населявшими Российскую империю, а затем и СССР. У нас даже не хотят поразмышлять над тем, что в руках НКВД, осуществившим в июне 1941 г.депортацию нескольких тысяч местных жителей могли быть в первую очередь списки русских белых эмигрантов (их массовая депортация в Сибирь подтверждается местными исследователями тех событий еще советских времен), осевших в Прибалтике, может быть, списки местной элиты (активистов местных партий, крупных предпринимателей), а большинство местных латышей все же попадали в списки, составлявшиеся местными активистами, с подачи самих же латышей… В любом случае это прискорбно, но не следует брать на себя и чужую вину…

Да и вообще, в конце 80-х нам навязали представление, что Россия только грабила и объедала Прибалтику. В русско-латышские и русско-эстонские отношения летят одни камни.

- Ну а почему тогда, как вы думаете, в Риге 4 июля 1910 года в присутствии Императорской четы в полном составе, Петра Столыпина и других лиц, представлявших высший свет российского и рижского общества был торжественно открыт памятник Петру Первому , выпущен памятный листок и состоялись торжества с салютом и массовыми гуляниями?

- В том памятном листке, изданном Рижским городским управлением, поминались и многочисленные благие дела Петра, не только превратившего Ригу из города-крепости в город-сад, но и по утверждению летописцев, планировавшего сделать его своей третьей столицей.

А потому щедро жертвовавшего деньги и на расширение рижского порта (который стал крупнейшим портом Российской империи, оставив позади Санкт-Петербург и Одессу), на благоустройство города и развитие мануфактур.

В составе Российской империи Рига стала третьим крупнейшим промышленным центром, прославившимся первым российским автомобилем Руссобалт, крупным механическим производством, в том числе вагоностоением, кузнецовским фарфором, своими текстильными мануфактурами. При всем при этом Петр никак не пытался изменить язык и культуру города, да и всей Лифляндии.

Вы знаете, например, что латышский литературный язык сложился опять же под сенью Российской империи в последней трети XIX века? И не имевшие возможности организовать свои творческие кружки из-за засилия немецкого языка (при Российском-то управлении!) латышские писатели, поэты, художники, организовывали свои общества в Москве и Санкт-Петербурге? К концу XIX века треть жителей Риги составляли немцы. Да и образование в Риге велось преимущественно на немецком языке. Даже в открывшемся в 1862 году Рижском политехникуме, ставшем впоследствии Рижским политехническим институтом… Только к самому концу XIX века начался плавный переход на русский язык обучения. Выросло число школ и гимназий с преподаванием на русском языке, начали появляться школы с преподаванием на латышском языке. Слава Богу, уже появились и первые литературные произведения младолатышей, так что было, что читать на родном языке… Да и первая латышская газета «Петербургас авизес» («Петербургская газета») начала издаваться прогрессивной латышской интеллигенцией в 1862 году именно в Петербурге, ставшем их культурной столицей.

В то же время, Рига проходит через жизни целой плеяды русских деятелей культуры. Секретарем у рижского генерал-губернатора работал известный русский баснописец Иван Крылов. Здесь неоднократно бывала воспетая Пушкиным Анна Керн. Максим Горький полгода прожил в Риге в 1904-1905 годах. В Риге родились скульптор Вера Мухина, выдающийся советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн, один из основоположников советского ракетостроения Фридрих Цандер… Можно перечислять и дальше имена, ставшие свидетельствами живительной силы взаимопроникновения прибалтийской и общероссийской культур.

Российская империя и СССР, в свое время, делали инвестиции в промышленность, планируя остаться здесь надолго и попутно доказать - то мощь Империи, то преимущества социализма. Советский Госплан при выделении средств на социальные, культурные и экономические программы в республиках даже руководствовался специальным республиканским коэффициентом. Главным было стремление подтвердить правильность выбора прибалтов и упрочить дружбу народов. В результате, Латвия, наряду с Литвой и Эстонией, вырвались далеко вперед среди других республик СССР и самой России по наукоемкости производства, эффективности сельского хозяйства, да и по уровню жизни.

- Став членом ЕС, Латвия, а особенно ее экономика, не только не обрела устойчивости и самостоятельности, но в прошлом году потребовались даже экстренные меры поддержки в форме кредитов для спасения страны от банкротства. И в тяжелой ситуации народ Латвии вновь обратился к русским.

- Да, в самом начале 2009 года Латвия получила пакет консолидированной помощи от Европейского союза, МВФ, Всемирного банка и скандинавских стран в размере 7,5 млрд. евро. Иначе страну настигло бы полное банкротство. И на этом фоне, на состоявшихся в начале июня 2009 года выборах в местные органы власти победу одержала партия, опирающаяся на русскую диаспору этой страны. Впервые за всю историю Риги, русский лидер партии «Центр согласие» – Нил Ушаков - стал мэром столицы Латвии. Получается, что самые сложные задачи опять возлагаются на русских…

Характерен тот факт, что сегодня русских и умеренных политиков поддерживают те, кто в конце 80-х возглавлял движения за выход своих стран из состава СССР, ну и, естественно, за освобождение от проживающих в прибалтийских республиках русских. Один из лидеров Народного фронта Латвии поэт Янис Петерс в одном из последних интервью русской рижской газете «Телеграф» признал, что латышской культуры без русских не было бы. И это правда.