Пенсия бывших руководителей регионов очень сильно различается

На модерации Отложенный

В пятницу появились сообщения о том, сколько именно составит пенсия ушедшего накануне в отставку пенсия экс-президента Башкирии Муртазы Рахимова. На что живут бывшие губернаторы? Как выяснила газета ВЗГЛЯД, в большинстве российских регионов существуют законы, гарантирующие их бывшим руководителям вполне достойное существование. Некоторые бывшие губернаторы, однако, лишены любых льгот и довольны уже тем, что зарабатывают преподаванием в университете.

Временно и. о. обязанности президента Башкирии Рустэм Хамитов опроверг в пятницу информацию о якобы запредельно высокой пенсии своего предшественника – Муртазы Рахимова, который по выходе на пенсию должен был получать, по информации некоторых СМИ, до 750 тыс. рублей ежемесячно. Хамитов утверждает, что в действительности пенсия экс-президента республики не превысит и 100 тыс. рублей в месяц. «Сумма выплат Рахимову будет соответствовать пенсии обычных региональных руководителей», – сказал новый лидер. О том, что пенсия Рахимова будет обычной, еще в четверг предупреждала и газета ВЗГЛЯД.
А экс-губернатор Ростовской области Владимир Чуб по решению региональных парламентариев накануне лишился дополнительных материальных гарантий. Вместо 5,1 млн рублей в год из средств регионального бюджета, которые ему сразу после отставки выписали было донские депутаты, на его содержание будет выделяться теперь не более 1,169 млн рублей. Согласившись доживать свой век на госпенсию, Чуб вынужден отказаться и от некоторых других пожизненных гарантий в виде служебного автомобиля и зала для официальных делегаций.

Действующее федеральное законодательство велит выплачивать ушедшим в отставку руководителям регионов госпенсию в размере не менее 75% от должностного оклада, пояснил газете ВЗГЛЯД первый замруководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме, лидер Союза пенсионеров России Валерий Рязанский. В действительности же экс-губернаторы редко проводят остаток своих дней лишь на одни пенсионные выплаты. Решениями региональных парламентов им могут быть предоставлены пожизненные льготы в виде социальных и материальных гарантий.
К примеру, благосклонностью местных законодателей удачно воспользовался в свое время экс-губернатор Оренбургской области Алексей Чернышев, который, по некоторым сведениям, вместе с пенсией и дополнительными выплатами из регионального бюджета получает до 1,5 млн рублей в год. Помимо этого, к его услугам – бесплатный отдых в санаториях, а также сотовая связь.

Обширен список гарантий и для бывших президентов и вице-президентов Якутии, которым гарантируется ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 85% от прежней зарплаты. Правда, эта льгота действует до момента трудоустройства на другую высокооплачиваемую должность или до выхода на пенсию. Не считая этого, за высшими должностными лицами республики, как ранее сообщалось в СМИ, закреплены не только машины представительского класса, бесплатное медобслуживание и ежегодное санаторно-курортное лечение, но и денежная компенсация за наем квартиры площадью до 200 кв. метров. Кроме того, экс-президентам дважды в год возмещается проезд любыми видами транспорта по территории республики, при этом они вправе пользоваться на вокзалах VIP-залами.

Не менее шикарно обстоят дела и у действующего руководителя Омской области Леонида Полежаева, которому, по сообщениям в прессе, еще в 2004 году в региональном Кодексе о госдолжностях прописали на случай отставки единовременную выплату в размере пятилетнего денежного содержания и доплату к самой пенсии в почти 90% от губернаторской зарплаты.

Помимо этого, всем бывшим губернаторам депутаты даровали бесплатный автомобиль и телефонную связь при условии проживания в Омской области. А медстраховке экс-губернатора может позавидовать каждый смертный, ведь в случае увечья тот вправе рассчитывать на компенсацию в размере 10-летнего губернаторского денежного вознаграждения.

Исключением из общего правила можно назвать, пожалуй, бывшего руководителя Мурманской области Юрия Евдокимова, которому, по его признанию, не дали ни одной дополнительной привилегии после окончании полномочий. «Получаю повышенную госпенсию, и это все, – сетовал Евдокимов. – И никаких льгот от своей почти 16-летней практики руководства регионом не имею, потому что у нас нет таких законов, как в других регионах, и я надеюсь, что и не будет»

В числе бывших глав регионов-«бессребреников» оказался и экс-губернатор Брянской области Юрий Лодкин, у которого, по некоторым данным, хоть и есть доплата, причитающаяся госслужащим, но отнюдь не «губернаторская». А Леонид Коротков, ушедший в отставку с поста губернатора Амурской области в 2007 году, и вовсе устроился на работу рядовым учителем в обычную частную школу Благовещенска. Что же до пенсии, то до нее экс-губернатору еще 15 лет, между тем амурские законы не предусматривают никаких гарантий для ушедших со своих постов глав региона. В этом же ряду может быть упомянут и скончавшийся в июне этого года первый губернатор Иркутской области Юрий Ножиков. Ножиков, как рассказал газете ВЗГЛЯД один из его бывших знакомых из числа депутатов Госдумы, после своей отставки трудился на должности преподавателя в одном из иркутских университетов, «да и был этим счастлив».

Впрочем, сами депутаты, которые в отличие от экс-губернаторов, не вправе рассчитывать по завершении своих депутатских полномочий ни на одну подобную привилегию, считают, что такой «порочной практике откармливания бывших руководителей уже давно пора положить конец». «Социальные гарантии бывшим главам регионов типа медобслуживания и обеспечение личной безопасности еще вписываются в рамки разумного, - говорит Валерий Рязанский. – Все прекрасно понимают, что, будучи на своем посту, губернатор мог нажить немало врагов и его просто необходимо защитить от тех, кто попытается бросить камень в спину».

Другое дело, пожизненное денежное вознаграждение, которое начисляется сверх пенсии, возмущается Рязанский. «Семья бывшего губернатора не должна отличаться от семьи госслужащего, - полагает депутат. – У него есть прекрасная возможность накопить на свою будущую старость уже из губернаторской зарплаты! Да и кто вам сказал, что после ухода со своего поста губернаторы испытывают какие-то материальные затруднения?»

«Пусть все бывшие губернаторы живут по тем законам для простых людей, которые они установили при власти», - соглашается и экс-губернатор Красноярского края, а ныне депутат Госдумы от «Справедливой России» Валерий Зубов. До пенсии ему в силу возраста еще далеко, поэтому Зубов о ней пока не думает. При этом депутат убежден, что дополнительные материальные гарантии для бывших глав вовсе не будут дополнительным стимулом, который заставит их честнее исполнять свой долг в момент нахождения у власти. «Все равно будут не по мелочам воровать, а, наоборот, по-крупному», - заметил Зубов, добавив, что лично он после отставки с губернаторской должности сумел найти себе работу и теперь «не жалуется».

Ему вторит и Дмитрий Шахов, бывший вице-губернатор Псковской области. «Я считаю, что пенсия губернатора не должна отличаться от пенсий других чиновников, - заявил он газете ВЗГЛЯД. Шахов, по его словам, доволен и тем обстоятельством, что бывшие руководители получают примерно одинаковые пенсии, независимо оттого, богатым или бедным регионом они руководили.

Рязанский же советует бывшим руководителям регионов внимательнее присмотреться к опыту своих европейских коллег, которые после отставки с высоких постов успешно самореализуются в гуманитарной сфере, - например, возглавляют просветительские фонды и библиотеки.