После помилования

На модерации Отложенный

Уже неделя прошла с того момента, как мы обменяли Игоря Сутягина на Анну Чапман, а вся эта история все равно нейдет из головы. Больно много в ней всяких занимательных обстоятельств, так и не получивших официальной оценки ни с российской стороны, ни с американской. Ну вот хотя бы одно: тот же господин Сутягин покинул пределы Отечества с российским загранпаспортом в кармане и полностью помилованный президентом Медведевым. В переводе на язык закона это означает, что Игорь Вячеславович может хоть завтра вернуться на историческую родину – и ничто не должно ему в этом помешать.

Как и троим остальным высланным из России. Все они могут припасть к родному пепелищу по первому своему желанию, и забавно будет поглядеть, как отреагируют на такой поворот событий отечественные власти.

Если же без шуток, то это и вправду странно: десятерых российских горе-шпионов обменяли на четверых граждан России же. Когда в 1976 году на кону стояли судьбы Луиса Корвалана и Владимира Буковского, речь шла о людях с разных политических полюсов. Буковского к тому же официально лишили советского гражданства, отрезав ему путь назад. Логика холодной войны, конечно, но все-таки логика. А в нынешнем обмене с логикой явно что-то не так.

Еще одно примечательное обстоятельство: слишком уж быстро, без видимых миру слез и терзаний десять горе-шпионов раскрыли американскому суду свои истинные имена. Отчего не пошли по стопам узников «Гуантанамо», которых даже пытки и издевательства охранников не могут заставить дать показания на себя и товарищей? Шпион пусть и не самая почтенная профессия в мире, но свой кодекс чести у рыцарей плаща и кинжала имеется, колоться с такой почти неприличной скоростью считается у них ниже собственного достоинства. Вспомним опять же прошлое: когда в начале 1960-х британцы приговорили за шпионаж канадского предпринимателя Гордона Лонсдейла, суд и ведать не ведал, что подсудимый на самом деле – советский разведчик Конон Молодый. Сам Конон Трофимович не проронил об этом ни звука. Истина стала известна позже, и в конце концов Молодого обменяли на британского шпиона Гревилла Винна...

Так что же это за шпионы такие прославились на весь мир, коли ведут они себя не по канонам своей профессии? Отчего нынешняя шпионская заварушка выглядит скорее как мыльная опера, чем как схватка спецслужб крупнейших мировых держав? Вопросы эти возникают, думаю, не только у меня. Увы, мы можем только гадать: правду о происходящем знают единицы, а открытая информация слишком разнокалиберна и пестра, чтобы прийти к однозначному ответу.

Но два предположения сделать все-таки могу. Два совершенно разных варианта, которые только и позволяют свести воедино сюжетные нити шпионского скандала.

Вариант А можно охарактеризовать как умеренно оптимистический, в некотором смысле даже патриотический. В основе его – убеждение, что отечественные спецслужбы свое дело знают и интересы России блюдут. Суть этого варианта можно определить двумя словами: операция прикрытия. Да, десять горе-шпионов и вправду были отправлены в Америку российскими спецслужбами. Возможно, на словах им и вправду поручили раздобыть самые секретные из секретов заокеанской державы. Но только на словах. На деле же спецслужбы прекрасно понимали: шпионская сеть такого уровня обречена на провал.

Понимали, но действовали по-своему. Потому что истинной их целью было отвлечь внимание от настоящих российских шпионов.

От тех, кто не пользуется напоказ киношными паролями и явками, а без шума и пыли выполняет свою миссию.

Анна Чапман в роли громоотвода: как вам такое?

Если вариант А справедлив, то замысел удался российским спецслужбам на все сто: американцы потратили годы и миллионы долларов на слежку за людьми, никакой опасности для США не представлявшими. А в это время...

Однако теперь вариант Б. И тут уже доля оптимизма куда меньше, тут преобладает скептический реализм. Исходная позиция этого варианта – в том, что спецслужбы наши, как и вся бюрократическая машина России, пропитаны коррупцией сверху донизу. И есть в недрах этих спецслужб целый пласт начальников среднего звена («генерал-лейтенантов»), которые достигли немалого положения, но к большим деньгам доступа не получили. А ведь так хочется жить хорошо! Вот и решили эти «генерал-лейтенанты» подзаработать на старость, пользуясь своими служебными ресурсами: сколотили и заслали в Штаты группу людей, ничего не смыслящих в шпионаже, но знающих толк в рыночной экономике. Для того, чтобы развернуть теневые финансовые комбинации. То самое «отмывание» денег, в котором наших горе-шпионов обвиняли поначалу.

Если справедлив вариант Б, то степень его успешности определить трудно. Теневые комбинации на то и теневые, что мало кто знает их настоящий размах. Однако учтем, что вся эта история со слежкой и шпионами длилась (как нам было сказано) десять лет, что Анна Чапман и Ко чувствовали себя в Америке комфортно – а потому не будет излишеством предположить, что «генерал-лейтенанты» поживились на славу.

В свете двух вариантов отмеченные странности шпионского скандала перестают быть странностями. Да, раскололись быстро – но только лишь потому, что кадровыми шпионами никогда и не являлись. Мыльная опера вместо принципиального поединка? Да просто американцы поняли, что вытянули пустышку, а потому дальнейшая раскрутка «грандиозного успеха» грозит их собственной репутации. Да и России не к чему было ломаться: в случае с вариантом А грустить вовсе не о чем, а в случае с вариантом Б куда выгоднее пригасить скандал, чем дать ему выйти наружу вкупе с печальной правдой о состоянии дел в наших спецслужбах. Разобраться с «генерал-лейтенантами» можно ведь и потом, в индивидуальном порядке: кому в отставку, а кому и на недавнее место Игоря Сутягина...

Жаль только, что вряд ли узнаю о том, какой из вариантов верен. Но одно несомненное открытие нам эта шпионская история все-таки преподнесла. Рассеяла, так сказать, завесу тайны и сомнений. Речь идет о том самом Игоре Сутягине, бывшем сотруднике Института США и Канады РАН, которого судили за передачу иностранцам секретных сведений о состоянии российских вооружений. Помню, как правозащитники расшибались в лепешку, дабы доказать: Сутягин не шпионил для другой страны, он пользовался открытой информацией и ничем не навредил своему Отечеству. Он и сам настаивал на собственной невиновности. Кажется, настаивает и сейчас.

Только шпионский скандал поставил точку в его резюме. Потому что первый, кого американцы попросили обменять на задержанных ими, был именно Игорь Сутягин. Что это, скажите сами, как не формальное признание в сотрудничестве?

Пожалуй, Игорю Вячеславовичу все же не стоит возвращаться к родным пенатам. Несмотря на помилование.