Юбилей Ливанова: в кино я начинал трупом

На модерации Отложенный

Всенародно любимому Шерлоку Холмсу - 75. Он рассказал, чем покорил Фаину Раневскую, как обсуждали с Астрид Линдгрен поведение Карлсона и как под коньячок сочиняли «Бременских музыкантов».

- Василий Борисович, совсем недавно с большим успехом в мировом прокате прошел фильм Гая Ричи о Холмсе. Совершенно новаторская трактовка образа. Что думаете об этом кино?

- Я посмотрел несколько сотен разных экранизаций произведений Конан Дойля. Британские все сделаны по одному образцу - там главное - сюжет, который «обслуживают» главные герои. Американские напичканы спецэффектами, и перевернуты с ног на голову. Фильм Гая Ричи, как мне кажется, вообще не имеет ничего общего с тем, что написал Конан Дойль. Думаю, что фильм сделал свое дело - принес его создателям много денег, на этом миссия закончена. Такое кино забудут. Кстати, мне звонили создатели и приглашали на допремьерный показ, хотели узнать мнение. Я до того времени уже фильм посмотрел и честно им сказал: «Все плохо, ребята».

- То есть лучше нашего советского сериала о сыщике, с вами в главной роли, нет?

- Да, и это не мое субъективное мнение. Британцы нам написали: «Спасибо, что вернули стране ее героев». В 2006 году я получил орден Британской империи, единственный из российских деятелей культуры. По традиции он вручается только британским подданным. За всю историю существования этой награды только три иностранца ее удостоились. Это Элизабет Тейлор, Стивен Спилберг и я. Все было согласно строгому этикету. Сначала у меня, в официальной обстановке (в посольстве), спросили, считаю ли я возможным принять эту награду. Потом мой утвердительный ответ передали королеве. И только через полгода, в день рождения ее величества, мне вручили этот орден. В зале было полторы тысячи человек.

- Помните, после какого фильма вас стали узнавать на улице, пришла слава?

- Сначала у меня был эпизод в фильме «Город на заре». Мне доверили роль трупа. Нужно было лежать и не двигаться, тогда мне казалось, что это не очень хороший знак, но вроде обошлось, и я иногда шучу: «Хочешь много играть в кино, начни с трупа». Моя первая серьезная роль в кино - фильм «Неотправленное письмо». Его показали в кинотеатрах, и буквально на следующий день я был знаменит, но только в кругах кинематографистов. Кстати, именно во время озвучки этого фильма я «приобрел» голос, который сегодня популярен. Режиссер специально заставлял нас долго бывать на двадцатиградусном морозе, а потом загонял писаться в студию. Голоса становились немножко осипшими. После таких экспериментов я простудился и долгое время не мог разговаривать. Две недели молчал, врачи только руками разводили. А потом голос начал возвращаться, и я с ужасом обнаружил, что он какой-то хриплый, совершенно чужой. Думал - пройдет, не прошло. Сказать, что я расстроился, - ничего не сказать, ведь для актера голос - это профессия. Только спустя несколько лет, когда я активно начал работать на озвучивании мультфильмов, понял, как мне все-таки повезло. Потом пришло признание зрителей, слава.

- В «Слепом музыканте» вы сыграли вместе с отцом, как так получилось?

- Мы не подстраивали ситуацию, просто прошли пробы. Играли главные роли. И это было огромное счастье - играть с отцом. Помню, у меня не получалась сцена, где мой герой сдерживая слезы признается, что теряет веру в людей. Я не мог плакать. Отец подошел и пошутил: «Что же, придется тебя побить». Шутка сработала - следующий дубль оказался удачным. Когда эту ленту показывали в кинотеатре, зал рыдал, даже мужчины плакали... Знаете, ко мне домой стали приходить письма, люди, так часто бывает, настолько сильно проассоциировали меня с героем, считали слепым, жалели.

- Многие дети известных актеров, например Константин Райкин, жалуются, что страдают из-за славы родителей, постоянно доказывая всем состоятельность в профессии. Как у вас?

- Я Костю не понимаю, зачем это делать? И других таких не понимаю. Мой отец был великим актером, он в кино - с двадцатых годов, сыграл полсотни ролей. Его страна просто обожала. И я очень горд этим, никогда не думал - хуже или лучше я играю. Вообще не собирался становиться актером, получил художественное образование, окончил московскую академию художеств, моей дипломной работой был мультфильм «Самый, самый». Но моя актерская судьба была предопределена. Дома постоянно были актеры, режиссеры Андрей Кончаловский, Александр Довженко. Такое общение бесследно не проходит.

- А как вы стали еще и сценаристом известного мультфильма «Бременские музыканты»?

- С Геннадием Гладковым, известным композитором, мы хорошие друзья со школы. И вот решили как-то сделать мюзикл о любви трубадура. К нам подключился Юра Энтин. И вот мы собирались на кухне, под коньячок и в свободное от работы время творили. Все шло так легко и весело. Сюжет ведь создали с нуля фактически. И никогда не думали, что будет такой фантастический успех. Ведь сначала была пластинка, и только потом решили сделать мультипликацию.

- Василий Борисович, ощущаете столь серьезное событие - в понедельник вам 75, как собираетесь отметить?

- По старой традиции - дома, в кругу моей семьи с близкими друзьями. Жена приготовит вкусненького, мы накроем стол. Я пышные торжества и банкеты не люблю, хотя, чувствую, что могу в этот раз не отвертеться.

Из семейного архива

Лучший Шерлок Холмс. Актерская судьба Ливанова была предопределена

В \"Холмсе\" мы не играли

За несколько месяцев до съемок первой части сериала режиссер Игорь Масленников был серьезно обеспокоен. В том, что в главной роли должен быть Василий Ливанов, он не сомневался, а вот с Ватсоном - проблемы. Масленников ориентировался прежде всего на внешность, хотел, чтобы герои были похожи на рисунки художника Сиднея Паже, который дружил с Дойлем и был первым иллюстратором приключений детектива. «И вот когда режиссер увидел Виталия и сравнил его с картинкой, он был поражен - одно лицо. Мы сработались с первого дубля. Мы же ничего не играли, просто были собой. Вообще это было не только экранное партнерство, и сегодня мне не хватает моего друга (Виталий Соломин умер в 2002 г. - Авт.). Мы семьями дружили, наши дети общались, - вспоминает Ливанов. - Виталий уговорил меня сделать инсценировку моей повести «Мой любимый клоун» и поставил спектакль на сцене Малого театра. Сам играл главную роль, и за месяц нельзя было купить билеты».

ДРУЗЬЯ. Прочитав сценарий «Шерлока Холмса», Василий Борисович даже не подозревал, что этот фильм станет сериалом и его съемки растянутся на несколько лет: «Ну какие могли быть прогнозы? Речь шла о двух частях, не больше. Знаете, в последних сериях мы с Виталием уже так устали от всего этого, совсем не хотелось сниматься, образы надоели. Попросили сценаристов переписать сценарий, сами что¬-то придумали.

Нам казалось, что после такого успеха никто никогда не позовет в другие картины». Но опасения были напрасны. В 1997 году Василий Ливанов попробовал себя в роли режиссера. «Увы, наш «Дон Кихот возвращается» не был в прокате, потому что прокат рухнул в 1997 году, когда мы закончили картину. Ее распространяли на кассетах. Но мы получили множество наград на фестивалях, и самое для меня было лестное, когда люди подходили и говорили: «Вы совсем не похожи на своего Шерлока Холмса». Это значит, что я не заложник одного образа», - говорит актер и режиссер.

СЛАВА. Добавим, наш «Шерлок Холмс» стал мгновенно популярным во всем мире, его перевели на тридцать языков, он шел на всех континентах. В 2007 году, в честь 120-летия создания Конан Дойлем первой повести о Шерлоке Холмсе, частная компания «Новозеландский монетный двор» выпустила серию из четырех монет достоинством два доллара, и на них Шерлок Холмс в исполнении Ливанова.

В Англии портрет актера в образе украшает стену в музее детектива. «А недавно приехала международная делегация, во главе с председателем Международного клуба Конан Дойля, чтобы вручить мне диплом, как лучшему Шерлоку Холмсу всех времен. Что лукавить, мне было очень приятно».

Услышав голос Карлсона, Лингред захотела со мной познакомиться

Голос Василия Ливанова - один из самых популярных в советской мультипликации. Он озвучил около 300 персонажей. Самые известные - Карлсон, который живет на крыше; Крокодил Гена; Удав («38 попугаев»). Ливанов всегда с большой теплотой вспоминает о своих мультгероях: «Мне приятно, что мои дети росли на этих добрых мультиках, мои внуки их смотрели. Сейчас, увы, таких мультфильмов нет».

К слову, Карлсоном Ливанов стал совершенно случайно. Борис Степанов, режиссер мультфильма, очень долго искал голос для «Мужчины в самом расцвете сил», перепробовал много известных актеров, но браковал их сразу. «Однажды мы с ним собрались пообщаться, и он в отчаянии воскликнул: «Ну попробуй ты, что ли». Я посмотрел на персонажа и сразу вспомнил своего приятеля режиссера Георгия Рошаля, скопировал его манеру говорить, голос, интонации. В общем сделал такую себе пародию. После премьеры я все ждал, что сейчас позвонит Рошаль и скажет все, что обо мне думает и о моей выходке. Но вместо этого пришла телеграмма, которая была подписана: «Рошаль, который живет на крыше».

Интересно, что когда в Москву приехала Астрид Линдгрен и увидела мультфильм (а он был без перевода), то тут же пожелала встретиться с голосом Карлсона. «Мы встретились, и Линдгрен мне сказала, что, несмотря на то, что она не знает русского языка, принимает моего Карлсона! Мы говорили о жизни, о трудностях. Сидели и просто глядя друг другу в глаза болтали, она сказала, когда в дом пришла беда - она сломала ногу, только после этого стала засиживаться очень долго и написала Карлсона. Эти герои стали ее спасением от скуки, от отчаяния. Мы говорили о литературном творчестве, я поделился своими произведениями (Ливанов написал сценарий к «Бременским музыкантам»).

Благодаря Карлсону Ливанов познакомился с еще одной легендарной женщиной. Озвучивать фрэкен Бок пригласили Фаину Раневскую. «Она была просто восхитительна, пришла и сразу всем рассказала, как должен выглядеть мультфильм, как нужно озвучивать. Режиссеру она посоветовала вообще уйти в другую комнату и не мешать актерам. Было очень интересно наблюдать, как эта волевая и гениальная женщина берет ситуацию в свои руки. Меня она хвалила, говорила, а в конце заключила: «Вот с вами, Ливанов, я бы еще поработала». О Крокодиле Гене Ливанов вспоминает, что сразу не очень верил в этот мультфильм, и только когда они вместе с Румяновой зашли в студию и начали говорить, актер поверил в успех.

Жену украл, детей - напророчил

Со своей первой женой Ольгой Ливанов познакомился на съемках фильма «Слепой музыкант», она жила в поселке по соседству со съемочной площадкой. В одном из интервью он признавался, что просто украл ее у мужа. «Я выпросил у знакомых шикарный старинный экипаж прошлого века. Запрягли двух лошадей. Один мой друг был на козлах, еще двое верхом. Я ей позвонил, попросил, чтобы вышла к калитке. Она вышла. Я предложил прокатиться. Она согласилась, и мы помчали с бешеной скоростью... Мы прожили вместе несколько лет, и все это время было очень счастливым, настоящим, но в результате отношения себя исчерпали. От этой любви у нас дочь Настя». Второму браку Ливанова - тридцать лет. Супруга, художник-мультипликатор Елена Ливанова, вспоминает, что впервые увидела мужа не на экране телевизора, а в коридорах «Союзмультфильма». «Но тогда внимания мы друг на друга не обратили, а через время произошел самый загадочный и романтичный эпизод наших отношений. Он стоял с другом на балконе, я шла... И тогда у мужа открылся дар предвидения, он сказал: «Эта женщина будет моей женой, мы родим двоих детей. Так и вышло». С Еленой Артемьевной у актера двое сыновей - Борис и Николай. Год назад в семье произошла беда. Под Новый год Борис, будучи пьяным, убил приятеля, его осудили на девять лет. «Это для нас серьезная трагедия, мы до сих пор переживаем. Самое обидное, что наша бывшая невестка, жена Бори, не разрешает нам видеться с внучкой Евой, и это очень тяжело нам». Кроме Евы, у Ливанова еще двое внуков.

Драчун, футболист, каскадер

Имя: Василий Ливанов
Родился: 19.07.1935 в Москве
Карьера: Актер, режиссер, сценарист, мультипликатор. Народный, Заслуженный артист России

Василий Ливанов родился в знаменитой актерской семье. Его дед Николай Извольский-Ливанов играл в агиттеатрах Москвы. Отец, Борис Николаевич, очень много снимался в кино, пять раз становился лауреатом Сталинских премий. Мать, Евгения Казимировна, была художницей. В доме Ливановых, недалеко от МХАТА, гостили: поэт Борис Пастернак, актер Николай Черкасов. «Многие думают, что если мое детство прошло в центре Москвы, рядом со знаменитым театром, то оно обязательно было культурным. Ничего подобного, я очень часто дрался, лазил по подворотням, играл на задворках в футбол. Как-то меня очень сильно побили старшие мальчишки. Они просили украсть у собственного отца пачку сигарет, а я ответил отказом. Тогда они заманили меня в старый, заброшенный двор и набросились. Выбили два зуба. Дома я сказал, что упал, не захотел «нагружать» родителей». В старших классах Ливанов увлекся верховой ездой, даже собирался серьезно заняться этим видом спорта. «В будущем умение хорошо кататься мне пригодилось. Во многих фильмах трюки с лошадьми я исполнял без посторонней помощи, приходилось падать вместе с лошадью, скакать галопом. И всегда это заканчивалось удачно, как-то даже подменял профессионального каскадера».