Светлана Немоляева: Сопротивляться новому времени бесполезно
На модерации
Отложенный
Карьера Светланы Немоляевой складывалась с какой-то нездешней последовательностью и размеренностью. Сразу стала ведущей артисткой знаменитого московского театра, с первых же ролей в кино была замечена зрителями. Сейчас остаётся одной из самых востребованных актрис – выходит на сцену по двадцать раз в месяц.
– Светлана Владимировна, в Театре им. Маяковского, где вы работаете, половина репертуара – почему-то Гоголь. Вам не хотелось бы современной драматургии?
– Гоголя у нас действительно много, мы в шутку называемся теперь Театром Маяковского имени Гоголя… Мне очень нравится, что наш художественный руководитель Сергей Арцыбашев любит классику. Я очень ценю нашу репертуарную политику и радуюсь каждой новой роли в классической драматургии или в инсценировках классической прозы. Даже когда роль нелегко даётся, всё равно работать интересно. Поэтому в минувшем сезоне для меня главным событием стал спектакль «Как поссорились…» по повести Гоголя про Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. Я играю Агафью Федосеевну. Давно у меня не было таких сложных работ. Почти до самой премьеры не могла найти подход к этому образу. Иногда мы с режиссёром, как петухи, наскакивали друг на друга, спорили… В этих муках и рождалась Агафья Федосеевна, которую теперь я с удовольствием играю.
– Арцыбашев уже восемь лет возглавляет театр, до него были легендарные личности – Николай Охлопков и Андрей Гончаров. С ними, наверное, было непросто работать?
– Да, они были оба очень яркие режиссёры и абсолютно оригинальные, ни на кого не похожие люди. Особенно трудно было, когда после Охлопкова наш театр возглавил Гончаров. Он был человек резкий, бескомпромиссный. Но заражал своим темпераментом, требовал полной отдачи. При Охлопкове шло много спектаклей, где главным был внешний рисунок, эффектная форма. Гончаров был совсем другой, но не менее интересный. Ещё был замечательный период, когда по приглашению Гончарова у нас ставил спектакли Пётр Фоменко. Это режиссёр, которому полностью доверяешь. Он ставил у нас «Смерть Тарелкина», где я играла Маврушку – очень смешная была роль. И всё, что требовал Пётр Наумович, я не задумываясь выполняла. «Смерть Тарелкина» – был совершенно замечательный спектакль. И следующий спектакль Фоменко – «Плоды просвещения» по пьесе Толстого тоже был восхитительный и шёл почти двадцать лет на аншлагах.
– Охлопков, по некоторым отзывам, был очень авторитарным человеком.
– Я бы сказала, что он был авторитетным человеком. У Охлопкова мне каждая роль очень трудно давалась. Но он всегда старался поддержать актёра, поскольку хорошо себе представлял, что это за труд. А вот с Гончаровым было гораздо сложнее, но, несмотря на это, мы с ним находили общий язык. Безусловная заслуга Охлопкова в том, что он собрал выдающуюся труппу. Это были не просто изумительные актёры, а столпы русского театра. Охлопков взял в театр молодёжь, и, я считаю, нам просто исключительно повезло, поскольку мы застали таких артистов, как Лев Свердлин, Александр Ханов, Мария Бабанова, Вера Орлова, Татьяна Карпова, Борис Толмазов, Евгений Самойлов, Максим Штраух!
Каждое лето проводили на гастролях. Уезжали надолго. Каждый день спектакль. Романчики, интриги, страсти – всё на виду, ни от кого не скрыться. Вместе с тем и при Охлопкове, и при Гончарове в нашем театре дисциплина была почти армейская. А сейчас само время диктует новые условия. Сопротивляться бесполезно. Кстати, я считаю, что наш нынешний художественный руководитель в этом смысле очень демократичный человек… Хотя расстраивается, бывает недоволен, но всё равно отпускает молодёжь в сериалы, потому что театр не может много платить, а ребятам нужно кормить свои семьи.
– В театре вы сыграли множество серьёзных ролей, начиная с Офелии, а публика вас знает по фильму «Гараж». Это не раздражает?
– А что поделать?! «Гараж» – это кино. И «Гараж» вышел в то самое время, когда был Данелия и все его замечательные фильмы, когда были молодой Рязанов, молодой Тарковский, Гайдай, Сурикова, Кончаловский… Это был высший пилотаж – фильмы, которые до сих пор любят. «Гараж» посмотрели 150 миллионов зрителей. А что такое театр? Тысяча мест, и спектакль, который идёт далеко не каждый день. Но мне не обидно. Ведь театральная публика – это замечательные люди, тонко понимающие искусство, и они, надеюсь, помнят мои театральные роли. Мне, во всяком случае, вполне достаточно этих зрителей.
– В кино, по-видимому, ваш главный режиссёр – Эльдар Рязанов?
– Конечно, он мой крёстный отец в кино. Хотя и с ним бывало очень трудно. Он человек с другой планеты. У Рязанова я снялась всего в четырёх фильмах – а впечатление такое, как будто я у него всё время снималась. Я знала его давно – в киношной среде почти все знакомы. Он пригласил меня на пробы к фильму «Гусарская баллада», на роль, которую потом сыграла Лариса Голубкина. Но не утвердил. А позднее он увидел меня в спектакле по их с Брагинским пьесе «Родственники». Это был очень популярный спектакль, мы его много играли, ездили по стране. Я там играла некрасивую старую деву, которая потом влюбляется и преображается. После этой роли Рязанов сказал, что обязательно будет меня снимать.
– Вы часто ходите в театр, смотрите модные премьеры?
– Стыдно признаться, но в современном театральном искусстве я мало что понимаю. Я выхожу на сцену почти что через день, а потому, увы, ходить на чужие спектакли никак не удаётся. Уже не один раз говорила мужу, что в следующем месяце мы обязательно должны хотя бы два раза сходить в театр, но всякий раз это всё откладывается и откладывается…
– И на спектакли вашего сына в Ленком тоже не успеваете?
– Ну на спектакли сына, конечно, ходим. Я очень люблю его театральные работы – и «Королевские игры», и «Пролетая над гнездом кукушки». В кино он часто снимался в каких-то сериалах про бандитов, это, по-моему, не слишком достойно его таланта. Но есть и очень хорошие роли. Вообще, я могу только гордиться тем, как складывается его актёрская биография. Кстати, наша внучка Полина тоже решила стать актрисой, учится в ГИТИСе. Так что надеюсь ещё попасть на её премьеры.
Комментарии
http://newstyle-mag.com/avtory/elena-ragozhina/zvezdnaya-semya.html