Кредитный рейтинг по правилам марксизма-маоизма

На модерации Отложенный

Как Китай оценил кредитоспособность крупнейших экономик мира.

За последние два года работа международных рейтинговых агентств перестала устраивать всех, кроме них самих. Барак Обама грозит им реформами и новым жестким регулированием. Евросоюз обвиняет в провоцировании долгового кризиса в Южной Европе и собирается создать собственное, независимое рейтинговое агентство. Но первый реальный удар по многолетней монополии американской тройки Moody’s, Standard&Poor’s и Fitch нанес Китай. 13 июля крупнейшее китайское рейтинговое агенство Dagong впервые опубликовало свой собственный обзор кредитоспособности правительств основных экономик мира. 

Руководство Китая создало рейтинговое агентство Dagong в 1994 г. для внутреннего потребления: оценивать вероятность дефолта по ценным бумагам китайских эмитентов. Но тектонические сдвиги в миропорядке и речь товарища Ху Цзиньтао на саммите «Большой двадцатки» в Торонто сподвигли аналитиков Dagong к выходу на международный уровень. Опубликованный доклад содержит суверенные кредитные рейтинги сразу 50 государств, на которые приходится около 90% мировой экономики.

Dagong сделало в точности то же самое, что делает привычная тройка агентств: оценило вероятность дефолта государств по своим долговым обязательствам. Даже символику использовало такую же: буквы A, B, C и плюсы-минусы. Только результаты получились несколько другие, потому что рассчитывались рейтинги по инновационной китайской методике.

Принцип, по которому китайцы расставили государства, выявить нетрудно. Используется всего два критерия. Первый – это соотношение между способностью страны к экономическому росту и долговой нагрузкой. Второй – уровень развития управляющих институтов. В качестве экономического роста китайцы готовы учитывать развитие только реального сектора экономики, а не всяких там финансовых рынков.

Естественно, при таких акцентах китайский рейтинг развивающихся стран оказался повыше, чем у американских агентств, а у развитых стран, наоборот, пониже. Сам Китай, где, по мнению Dagong, мощный реальный сектор компенсирует некоторую институциональную слабость, получил второй по надежности рейтинг АА+, а США со своими долгами и дефицитами – только третий (АА).

Лучшие позиции (ААА) китайцы скромно уступили другим странам: тем, у кого институциональная сила и традиции сочетаются с хорошей ресурсной или промышленной базой. Это Норвегия, Австралия, Новая Зеландия, Швейцария, Сингапур. Большую часть Европы утянули вниз долги и мутные перспективы экономического роста.

АА+ получили только самые промышленные Германия и Нидерланды, а остальным досталось всего одно А или даже ВВ, как Греции.

Зато крупнейшие развивающиеся страны в китайском рейтинге оказались на две–три позиции выше американцев. Особенно высоко над нынешними оценками агентств поднялись Венесуэла, Нигерия и сам Китай. Только в 23 случаях из 50 китайский рейтинг совпал или оказался где-то между оценками американской «тройки».

Dagong хвалится тем, что, в отличие от американцев, его рейтинги свободны от идеологии и национальных предрассудков. Но поверить в это трудно. Конечно, для государственной конторы, которая работает в условиях авторитаризма и черпает вдохновение в речах генсека, идеологии в обзорах Dagong на удивление мало, но она там определенно есть. Иначе одержимый национализациями и прочими авантюрами режим Чавеса не оказался бы на строку выше Греции, за которой стоит вся мощь зоны евро. Не менее трудно поверить, что измученная внутренними противоречиями ЮАР – более надежный заемщик, чем Италия. И уж совсем странно видеть одинаковый рейтинг у США и Саудовской Аравии. Для получения такого равенства надо было напрочь забыть о политических аспектах кредитоспособности государств.

К тому же, китайцы, вслед за своими американскими коллегами, отказываются раскрывать математические формулы, с помощью которых они так умело учитывают все возможные факторы и беспристрастно рассчитывают кредитные рейтинги. А это наводит на мысль, что в Dagong, как и в тройке американцев, на самом деле, никто ничего всерьез не подсчитывает, а значения рейтингов определяются на глазок, после беглого и пристрастного просмотра статистики Всемирного банка и ленты новостей.

Получается, что единственная радость от появления альтернативных китайских рейтингов состоит в том, что теперь инвесторы смогут подбирать себе рейтинговое агентство под стать мировоззрению. Если верите, что только западный путь развития гарантирует долгосрочное успешное развитие – то вам в S&P. Поборник многополярности, альтернативных политических систем и марксистского акцента на промышленность? Пожалуйста, вот рейтинг Dagong. У кого-нибудь из них обязательно найдутся подходящие буквы, чтобы оправдать любое инвестиционное решение.

И все равно проверить, кто из агентств посчитал правильнее, не получится. Ведь даже самый высокий рейтинг допускает некоторую вероятность дефолта, и если до него действительно дойдет, то проблемы с кредитоспособностью очень быстро расползутся по остальным странам. И никто уже не вспомнит, какие у кого там были рейтинги.