Евро и \"контролируемое банкротство\"

На модерации Отложенный

Публикация Der Spiegel по поводу того, что Германия предложила план «контролируемого банкротства» стран с высоким уровнем долга, которые больше не справляются со своими обязательствами, и что это может привести к серьезным убыткам среди инвесторов, вложивших средства в государственные облигации, вновь подхлестнули в прессе настроения евроскептицизма.

Опять можно прочитать, что реструктуризация (и, даже, дефолт) греческого долга пойдут лишь на пользу Греции! Возврат к лире, к песете, к эскудо и к драхме помогут Италии, Испании, Португалии и Греции преодолеть экономическую стагнацию! Европе необходим дешёвый евро!

Вновь оживились мрачные пессимисты из BNP Paribas, Royal Bank of Scotland и UBS, ещё 30 дней назад пророчившие паритет через 6 месяцев. Эта именно та компания, которая в феврале видела 1,4500 долларов за евро на конец 2010 года, и которая понесла реальные потери, закрыв свои длинные позиции ниже 1,3000. Теперь Ганс-Гюнтер Редекер (BNP Paribas, London) вновь вернулся к старому негативному прогнозу, но как истинный пророк отодвинул дату Армагеддона (EUR.USD = 1,0000) до марта 2011 года. В виде фарса это похоже на конвульсии 4-7 июня, когда слухи по поводу дефолта Венгрии спровоцировали обвал евро ниже 1,2100, и, дабы обосновать и разогнать движение вниз, аналитики и комментаторы на полном серьёзе заговорили о проблемах Румынии и Болгарии (и кто там ещё остался?

Латвия? Литва?).

Со стороны всё это выглядит весьма смешно и напоминает ипохондрика, который подпитывает свои истерики тем, что постоянно листает медицинский справочник болезней.

Кризис суверенных бондов в Европе, безусловно, заставил весь мир пересмотреть своё отношение к евро и признать, что в период 2002-2009 гг. евро существовал в слишком комфортабельных условиях. А реальность внутри еврозоны (Economic and Monetary Union) оказалась несколько более жёсткой, так как её государства-члены отстаивали и использовали суверенитет в экономической политике. Проверка рынком в момент апрельско-майской паники показало недостаточность предыдущего Stability and Growth Pact (Договор о Стабильности и Развитии), существующего в тандеме с Маастрихтскими критериями (Maastricht Treaty). Излишних дефицитов и массивных госдолгов избежать не удалось, и европейские лидеры были вынуждены предпринять непредусмотренные ранее действия: собрать пакет помощи EU-IMF в размере 750 млрд евро и дать ECB возможность путём скупки поддержать облигации терпящих бедствие стран. Сумма в 750 млрд евро с избытком перекрывает возможную 50%-ную реструктуризацию долгов Греции (150 млрд евро или 1,5% европейского ВВП), плюс потери испанских банков и девелоперов в Испании (300 млрд евро или 3% европейского ВВП). Однако, очевидно, что в прежнем режиме EMU существовать уже не может.