Первая жертва Саакашвили

На модерации Отложенный

Бюджет фильма о пятидневной войне августа 2008 года в интерпретации Михаила Саакашвили выглядит гораздо скромнее, чем те, к которым привык известный голливудский режиссёр финского происхождения Ренни Харлин. Главными героями саги в стиле политического фэнтези стали американский журналист и его оператор, которые попали под «перекрестный огонь» противоборствующих сторон в августе 2008 года.

«Это прекрасная возможность использовать мой опыт экшнов, чтобы объективно рассказать историю о сложном конфликте и при этом сделать серьёзное антивоенное заявление. Этот фильм не будет о политике, он не будет антироссийским, антигрузинским или антиамериканским. Это фильм против войны», — настаивает на своей беспристрастности в изложении событий августа 2008 года Ренни Харлин, хотя даже трейлер к картине наглядно показывает гипертрофированные садистские наклонности «русских агрессоров», которые уничтожают мирных грузин и просто наслаждаются их видом через оптику своих снайперских винтовок.

Известность Ренни Харлину принесли такие бесспорно кассовые ленты как «Крепкий орешек — 2», «Скалолаз», «Чистильщик», «Кошмар на улице вязов-4» и «Глубокое синее море». Сам режиссёр признался, что давно хотел поработать над серьезной драмой о состоянии человеческой души и неслучайно на одну из ролей в фильме приглашен известный актёр Энди Гарсиа, который сыграет самого Михаила Саакашвили.

Понятно, что мировой кинематограф испытывает творческий голод. На исходе истории из комиксов о супер-героях, которые стали основным контентом Голливуда. Остаётся, отбросив любые этические стеснения, не говоря уже о реальности страшных августовских дней 2008 года, которые вместе с пекинской Олимпиадой открыли новую страницу в саге об установлении демократии в отдельно взятой стране путём уничтожения целого народа, и насладиться творчеством.

На территории Грузии в октябре 2009 года состоялись полномасштабные натурные съёмки картины. В Цалкском районе снимались батальные сцены с участием танков, другой тяжёлой техники и авиации. В распоряжение съёмочной группы Ренни Харлина, помимо грузинской армии и полиции, был предоставлен и доступ во все государственные здания, в том числе в резиденцию главы государства.

Несмотря на то, что грузинская оппозиция обвинила Михаила Саакашвили в незаконном финансировании фильма о самом себе, официальный Тбилиси отрицал обвинения как несостоятельные. По словам одного из продюсеров фильма Папуны Давитаи, «грузинское правительство помогает только с разрешениями на съемки. Никаких денег от правительства не предоставлялось». Возможно, грузинские армия, полиция и другие государственные органы выполняют свою работу на безвозмездной основе, да и горюче-смазочные материалы равно как и боеприпасы для боевой техники, не имеют денежного эквивалента.

Собственно, наверно, стыдно говорить о деньгах, когда можно от души, с голливудским размахом пнуть «русского медведя», невзирая на однозначную оценку событий пятидневной войны по итогам расследования, проведённого экспертами Евросоюза: Грузия была признана агрессором и зачинщиком конфликта в Южной Осетии.

Но это совсем неинтересно зрителю, пришедшему под хруст попкорна и шипение колы насладиться разлетающимися на куски телами от взрывов и плакать по поруганным демократическим ценностям вместе с экранным Михаилом Саакашвили.

Возможно, для полноты режиссёрского воплощения образа грузинского президента был бы полезен творческий опыт знаменитой американской троицы Цукер-Абрахамс-Цукер, а в сценах ночного митинга в Тбилиси и публичного поедания галстука, несомненно, органичней смотрелся бы неподражаемый Лесли Нильсен.



Стоит напомнить, что кинематографисты уже пытались с помощью игрового кино рассказать зрителям о войне в Южной Осетии. Так весной 2009 года в России состоялась премьера фильма Игоря Волошина «Олимпус Инферно» с несколько похожим сюжетом, как и у американской художественной киноверсии войны в Южной Осетии. Сами же жители Южной Осетии встретили фильм довольно холодно, что и неудивительно: сказался тот факт, что кино было снято сразу после трагических событий в республике.

Надо признать, что никакие художественные приёмы не смогут ярче передать глубину событий войны, чем беспристрастная документальная хроника. В этом плане, рассчитывать на какую-либо достоверность или серьёзный анализ событий войны 2008 года в проекте Ренни Харлина явно не приходится, тем более, что сам режиссёр обмолвился, что его фильм «Грузия» станет в один ряд с его предыдущими «попкорновыми» лентами, отвечающим всем канонам индустрии развлечений.

В пользу предпочтительности документального изложения событий говорит и тот факт, что фильм «Война 08.08.08. Искусство предательства» о вторжении Грузии в Южную Осетию вызвал огромный общественный резонанс, как в России, так и за её пределами. Эту ленту, созданную телеканалом «Russia.ru», только в сети Интернет посмотрели миллионы зрителей. Фильм был переведен на английский и испанский языки. Грузинские власти по выходу картины тут же обвинили документальную ленту в необъективности и предвзятости

«Нас обвиняют в том, что мы выдаем пострадавших грузин за пострадавших осетин. Будто бы люди у нас в кадре говорят на грузинском языке, а не осетинском. Но дело в том, что у нас вообще нет переводов ни с осетинского, ни с грузинского, кроме речи Саакашвили, но к ней ни у кого нет претензий. Все, у кого мы берём интервью, говорят только на русском. И тут уже разночтений быть не может, пострадавшие рассказывают о том, как ночью, пока они спали, грузинская армия вторглась в их республику», — ответила на упрёки одна из авторов картины Елена Кондратьева.

Разумеется, художественному кинематографу проще заставить аудиторию поверить в любые фантазии авторов. Те же американцы, пусть и в шутку, а кто-то и нет, каждый раз на президентских выборах голосуют за Микки Мауса, некоторые всерьёз верят в Бэтмана и в возвращение Терминатора.

Миллионные аудитории по силам собрать и документальному фильму, критерием качества которого будут профессионализм и авторитет его авторов, а главное — стремление добиться объективности в оценках произошедших событий.

Подобный проект уже был успешно реализован в самый разгар «холодной войны» советскими и американскими кинодокументалистами под названием «Неизвестная война». Режиссёр и один из авторов картины Роман Кармен сумел объединить в многосерийном документальном фильме хронику Второй мировой войны, которую фиксировали советские кинооператоры, их коллеги из других стран антигитлеровской коалиции, а также хроникёры Третьего рейха и его сателлитов, чем добился ошеломляющего по своей эмоциональной амплитуде кинематографического эффекта. Такое кино уже точно не получится смотреть с попкорном на коленях.

Примечательно, что никому пришлось объяснять, оправдываться или доказывать «кто виноват» — хроника сама рассказала о войне, которая предстала перед зрителями во всём своём ужасе, уродстве и жестокости.

Важно обратить внимание, что к созданию документального фильма о событиях Второй мировой войны советские и американские кинематографисты сочли для себя возможным подойти лишь спустя десятилетия после её окончания.