Кто удовлетворит Путина и Обаму?
На модерации
Отложенный
Кто сменит лидера нации на посту президента? Вопрос, который волнует не только казахстанцев, но и Россию с США. И северный сосед, и заокеанский товарищ хотят гарантий стабильности не меньше, чем народ Казахстана.
Празднование юбилея президента, ловко замаскированное под некруглую дату Дня Астаны, сопровождалось не только приездом эстрадных звезд, телеграммами Назарбаеву от бывших и нынешних глав государств, но и слухами о предстоящем уходе на покой лидера нации.
Восток есть Восток
Справедливости ради отмечу, что слухи эти муссируются давно, и многие к ним относятся скептически. Но так уж устроена политика Казахстана, что именно слухи зачастую оказываются самой достоверной информацией. Восток есть Восток. Итак, о чем же шептались в эти дни чиновники?
И Медведев с Путиным, и администрация Обамы уже якобы довольно жестко поставили перед Назарбаевым вопрос: с кем им предстоит работать в ближайшей перспективе? Кремль и Белый дом хотят видеть преемника, способного как минимум продолжить существующий политический курс, гарантирующий стабильность в стране.
Понятно, что ни США, ни Россию в данном случае не заботят демократические ценности. Им нужна гарантия экономической стабильности с целью сохранения своих активов в Казахстане и укрепления дальнейшего влияния в регионе.
Идея пожизненного президентства, вброшенная в прошлом году (помните академика Байдосова?), не нашла широкого одобрения не только внутри страны, но и за ее пределами. Поэтому модель лидера нации в законе вписалась в политические реалии более гармонично. С одной стороны, Назарбаев остается хозяином в доме и продолжает решать (какое-то время), где в нем какому стулу стоять, с другой — появляется новый президент, ибо это стало уже естественной необходимостью.
Есть ли под этим слухом основание или нет, не знаю, но празднование юбилея, тем не менее, больше походило на пенсионные проводы, чем на дежурный день рождения лидера, с которым общество связывает свои перспективы на ближайшие десятилетия.
Вспоминая Штирлица, рисовавшего портреты потенциальных переговорщиков с США из числа элиты рейха, проведу подобный эксперимент. Правда, я не буду травмировать читателей своими художественными результатами, а изложу на бумаге итоги размышлений.
Итак, перечислю персон, последнее время так или иначе фигурировавших в слухах о преемнике Нурсултана Абишевича: Карим Масимов, Аслан Мусин, Имангали Тасмагамбетов.
Карим Масимов
Он может убедить стареющего лидера в чем угодно. Возможно, именно поэтому ему было поручено собственноручно разрулить щекотливые вопросы на том берегу Атлантики.
Похоже, что Масимову удалось решить «американский вопрос», ибо на недавнем саммите по ядерной безопасности, прошедшем этой весной, Нурсултан Абишевич навязчиво демонстрировал себя рядом с Бараком Обамой.
Если принять во внимание циркулирующие в Интернете слухи о «контрразведческом» прошлом Карима Масимова (для любопытных могу уточнить, что подобная информация размещалась на блоге Рахата Алиева), то можно предположить, что и Кремль он устраивает. Здесь Масимова и Путина может связывать одинаковое прошлое, создающее у российского премьера иллюзию того, что Карим Кажимканович, как и он сам, являет собой пример государственника еще той, старой, «правильной» закалки. Таким образом, данная кандидатура может устраивать и Кремль.
Но устроит ли Масимов казахстанцев? Несмотря на общую инертность общества, информация о том, что вторым президентом Казахстана может стать уйгур по национальности, воспринимается очень болезненно. И даже попытка Назарбаева, представлявшего в свое время нового премьера перед парламентом как казаха, провалилась.
Несмотря на то что власть не привыкла считаться с мнением народа, у администрации президента должно быть видение перспектив, которые могут возникнуть при подобном решении вопроса. «Кто угодно, только не уйгур», — так болезненно реагируют казахи на слухи о Масимове-преемнике.
Хотя, возможно, подобное неполиткорректное отторжение может быть и напускным. Америка созрела до черного президента. Почему бы многонациональному Казахстану не созреть до неказаха-руководителя страны? Ведь даже, вспоминая события 1986 года, многие отмечают, что выступления на площади против Колбина были направлены не столько против его национальности, сколько против его чужеродности.
Готова ли Акорда рискнуть, поставив на Масимова?
Аслан Мусин
Про руководителя администрации президента можно сказать, что внешность обманчива. Несмотря на его задумчивый, где-то лиричный взгляд, скрывающийся за интеллигентными очками, Мусин представляет собой образец расчетливого и жесткого политика. «Характер нордический, выдержанный. Беспощаден к врагам Акорды», — отметил бы в данном случае полковник Исаев.
Закрытость от прессы, богатая биография государственного чиновника создают над Асланом Еспулаевичем ауру государственника, которых так не хватает Казахстану. Жесткая рука и верность заветам Назарбаева — не лучший ли вариант для преемника? Да и, кстати говоря, кроме, опять же, слухов и аппаратных интриг за Мусиным не тянется шлейф скандалов, связанных с коррупцией или криминалом.
Но в биографии Мусина есть один момент, который может напрягать как Белый дом, так и Кремль. Сын руководителя администрации президента Асланбек Мусин является лидером коранитов, ни много ни мало замахнувшихся на реформирование ислама.
Стоит ли говорить о том, что и Вашингтон и Москва очень болезненно относятся к «мусульманским вопросам» и хотели бы видеть в Казахстане прежде всего светское стабильное государство, а не перевалочную базу сектантов, намеревающихся навязывать свое понимание этой религии всему миру?
Вряд ли у Мусина есть реальные перспективы продолжить политику Назарбаева уже в кресле президента.
Имангали Тасмагамбетов
Из этих трех, пожалуй, самая подходящая кандидатура. Истинный «продукт президента». Имеет опыт работы в правительстве, руководил областью, обеими столицами. Снискал известность как бескомпромиссный борец с Рахатом Алиевым, которого он люто ненавидит, и «социальными аутсайдерами», коими он прозвал жителей микрорайонов «Шанырак» и «Бакай».
Именно в мэрскую бытность Тасмагамбетова в Алматы случилось кровавое столкновение народа с полицией, после чего слово «шанырак» стало ассоциироваться не с частью юрты, символизирующей покой и семейный очаг, а с социальным конфликтом, повлекшим за собой печальные последствия.
И все же Имангали Нургалиевич у Нурсултана Абишевича на хорошем счету. Правда, конфликт с «управляющим» «Нур Отана» Нурланом Нигматулиным немного подпортил ауру акима Астаны в глазах лидера нации. Зато в качестве успокоения Тасмагамбетов может тешить себя тем, что на западе страны его встречают более радостно и пафосно, чем самого главу государства.
Акима столицы традиционно готовы поддержать так называемая творческая элита, которую он не забывает подкармливать то раздачей жилья, то спонсированием проектов, а также национал-патриотические круги. Из всех трех кандидатур их Тасмагамбетов устраивает более всех. Исключительное знание государственного языка, приверженность к национальным традициям, умение ценить прекрасное (Имеке обладает великолепной коллекцией национальных произведений искусства и раритетов) поднимают ему рейтинг в этих кругах. Как же оценивают эту фигуру Кремль и Белый дом — неизвестно.
Я, конечно, не претендую на истину в последней инстанции, и возможно, что сам Нурсултан Абишевич видит своим преемником иного человека — в множественных слухах так же фигурируют Токаев и Кайрат Сатыбалды.
Но тот факт, что Медведеву (Путину) и Обаме вскоре должны показать фигуру, которую позже казахстанцы выберут президентом, становится все более очевидным. И тем больше возрастает интрига в поиске ответа на вопрос: кто?
Комментарии
http://drilling.site50.net
Обаму - Сцакашвили.
Путина - Моника Левински.
Что касается преемника из этой тройки, то несомненно, Аслан Мусин самый достойный из них.
хотя по мне вся тройка уступает елбасы... по-любому... )))
--------------------
А я считаю, они друг друга, это..., удовлетворяют.
Часто встречаются...