О смерти философии в России

На модерации Отложенный

Если нация имеет свою интеллектуальную культуру, то венчает ее абстрактное философское мышление. Такая культура подразумевает собой навыки эффективного использования интеллекта, свободного от чувств и эмоций, когда выводы делаются только на основе наблюдений, размышлений и логических построений. Навыки такого анализа неминуемо приведут часть самостоятельно размышляющего населения к философии. Но если такой культуры нет, то все суждения строятся на основе эмоций и чувств, причем не самых позитивных и светлых. А доводы и аргументация используются лишь в косметических целях, чтобы придать убедительность заранее сформированным взглядам. Интеллектуальная жизнь нации становится похожей на нескончаемую базарную склоку и до философии уже никому нет дела.

Показателен в этом отношении тот факт, что в ответ на запрос «современная русская философия» поисковики выдают только ссылки на Соловьева, Бердяева, Флоренского и высказывания о смерти философии в России. Что произошло? Почему образовалась такая зияющая пустота? О какой национальной культуре может идти речь, если страна либо не имеет своих мыслителей, а в это трудно поверить, либо совершенно не интересуется их взглядами и изысканиями?

В сложное постперестроечное время Михаил Жванецкий говорил, что если не будет свободы слова, то и колбасы тоже не будет. Тогда широко обсуждалась проблема выбора между этими двумя субстанциями. Но сейчас уже правомерен другой вопрос: зачем нужна свобода слова, если говорить только о колбасе? Представители российской интеллигенции злобно и изобретательно спорят друг с другом о газе, нефти, границах и чиновниках. Но и спором эти взаимные нападки назвать трудно - утеряна культура отвлеченного мышления, а значит, и мышления вообще.

Чтобы такую культуру привить, необходимо пробудить в нации любовь к размышлению, как к интересному процессу и увлекательному времяпрепровождению. Как шахматы развивают память и умение просчитывать возможные варианты развития событий, хотя сами по себе не представляют практической ценности, так и философствование развивает способность создавать стройные и непротиворечивые интеллектуальные построения.

Конечно, философия в ее высших проявлениях больше, чем просто тренировка ума, но речь идет о том, чтобы породить в обществе спрос на результаты интеллектуального труда отечественных философов, а для этого нужны ценители и любители плодов этой деятельности.

Могут ли представители сегодняшней интеллигенции назвать имена современных русских мыслителей? Знакомы ли, даже образованным жителям страны, новые философские концепции, предложенные нашими соотечественниками, и могут ли они их обсудить? К сожалению, почти на все эти вопросы ответ отрицателен. Как же пробудить интерес к философии? Возможно, толчком к его появлению послужит чувство гордости за отечественных философов.

Внезапная смена идеологии и образа жизни породили на постсоветском пространстве целую плеяду замечательных мыслителей, с непохожими ни на кого взглядами и идеями. В то время как за рубежом, философская мысль развивалась преимущественно в направлении уже существующих концепций. Поэтому Россия, которой еще далеко до развитых стран в области науки и промышленности, может сделать существенный вклад в развитие мировой философской мысли уже сегодня.

И первый шаг в этом направлении - самим узнать больше о своих же, еще живых, философах. Некоторые робкие попытки уже делаются. В этой связи можно назвать, например, книгу Алексея Нилогова «Кто сегодня делает философию в России» и работу Андрея Швеца «Неизвестная русская философия». Если в первой из них речь в основном ведется о представителях так называемой академической науки, то во второй дается обзор современной «самиздатовской» русскоязычной философии, очень разнообразной и своеобразной. Эти обзоры представляют большой интерес на фоне информационного вакуума по данному вопросу. Хотя, безусловно, он еще ждет своих более полных и более профессиональных исследований. И, возможно, уже в скором будущем представители интеллигенции, на постсоветском пространстве, будут обсуждать между собой не только роль Газпрома во всех бедах, но и философскую прозу Михаила Близнеца, и новые философские категории Евгения Бурлаченко, например.