Есть надёжный щит для спасения от рейдеров?
На модерации
Отложенный
В «ВПК» № 25 за 2010 год в статье «Мирные захваты с разрушительными целями» на ряде примеров было показано, как нечистоплотные дельцы вроде бы на совершенно законных основаниях прибирают к рукам объекты оборонно-промышленного комплекса с последующим разрушением уникальных стратегических производств. Возникают вопросы: а как же государственные структуры реагируют на это, выработаны ли в стране меры по противодействию рейдерству?
В 2007 году, по словам заместителя начальника Департамента экономической безопасности МВД РФ генерала Юрия Попугаева, Министерство внутренних дел выявило 309 фактов рейдерских захватов. В свою очередь председатель Совета Федерации Сергей Миронов недавно утверждал, что согласно статистике в России ежегодно рейдеры предпринимают свыше 60 тысяч атак на различные предприятия. Причем, как отметил адвокат Павел Астахов, в девяти из десяти случаев так называемых недружественных поглощений (это, напомню, один из синонимов рейдерства) «налицо признаки нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность». Однако, по его же наблюдению, по этим делам выносится меньше ста обвинительных приговоров.
Еще одна российская беда
Очевидно: запущенность проблемы рейдерства в России является следствием того, что на протяжении долгого времени государство относилось к ней как к спору хозяйствующих субъектов. И такой подход оставался неизменным, несмотря на вопиющие примеры.
Депутата Госдумы Виктора Илюхина не удивляло, что частная компания «поглощает» вдруг предприятия «оборонки»: «Удивляет только одно - позиция самой «оборонки» и государства, которое наблюдает за этим вроде бы вполне безучастно».
И парламентарий был отчасти прав. Ибо лишь недавно рейдерство стало предметом рассмотрения во властных органах страны. Скажем, адвокат Павел Астахов в бытность свою членом Общественной палаты отмечал, что и Дмитрий Медведев, и Владимир Путин в своих высказываниях по экономической тематике уделяют рейдерству все больше внимания. «Судя по моим встречам с Медведевым, он действительно серьезно озабочен этой проблемой», - сказал адвокат.
Мне, однако, не удалось отыскать сколько-нибудь жестких заявлений относительно рейдерства, которые прозвучали бы из уст высших чиновников страны в последние годы. Не встречается это понятие и в прошлогоднем Послании президента России Федеральному собранию Российской Федерации (он говорил лишь о том, что частная собственность должна быть надежна защищена).
А некоторое время назад в правительстве России отказались сообщить, сколько заводов отечественного ОПК уже подверглись процедуре «недружественного поглощения». Спасение же потенциальных жертв рейдеров в Белом доме на Краснопресненской набережной видели в акционировании предприятий и последующем их включении в состав вертикально интегрированных оборонных холдингов. Планировалось, что к 2010 году таковых должно быть образовано около 40, но удалось или не удалось достичь запланированного показателя в условиях грянувшего экономического кризиса - неизвестно. К тому же панацея ли это? По мнению аналитиков, сроки формальных процедур и их характер оставляли надежду рейдерам на новые наскоки.
Между тем в обществе «недружественные поглощения» все чаще называли еще одной нашей бедой, уже напрямую угрожающей национальной безопасности России. Обнадеживало лишь то, что в администрацию президента, как и в управделами правительства, поступила тьма обращений конкретных физических лиц и трудовых коллективов на данную тематику, в том числе и от предприятий ОПК. Вероятно, что какие-то из них докладывались первым лицам государства.
Пока самым высшим уровнем, где отдельным пунктом обсуждался вопрос о мерах, направленных на пресечение рейдерства, явилось состоявшееся в начале октября прошлого года координационное совещание руководителей правоохранительных органов, прошедшее в Генпрокуратуре (правительство на нем представлял вице-премьер Сергей Собянин). Там было подчеркнуто, что в стране наметилась вторая волна криминального передела собственности. Теперь, мол, объектами рейдерских атак становятся средние и малые предприятия. Адекватной же реакции со стороны правоохранительных органов не просматривается. Отсутствует даже четкая статистика, свидетельствующая о масштабе проблемы. И немудрено: в законодательстве нет юридического определения рейдерства. В результате обмена мнениями пришли к выводу о необходимости формирования межведомственной комиссии, которая займется выработкой эффективных мер по борьбе с криминальными захватами собственности. Но комиссия до сих пор не создана.
Вот почему госкомпания «Рособорон- экспорт» еще в 2006 году совместно с Альфа-банком организовала ООО «Патриот капитал», одна из задач которого - защита оборонных предприятий от рейдерских захватов. Правда, желания разного рода ловкачей поживиться за счет объектов ОПК это, похоже, мало охладило.
Предпринимались также попытки развить институт коллективных исков, ввода экспертизы исков, подаваемых по делам о защите прав собственника, звучат мнения о необходимости усложнения системы перерегистрации предприятий...
Указ президента - не закон
Но все это, как говорится, хорошо, да мало. Ибо очевидно, что нужны радикальные меры.
В этом смысле таковыми выглядели инициативы руководителя Следственного комитета при прокуратуре РФ Александра Бастрыкина, который в августе прошлого года предложил несколько кардинальных новшеств в борьбе с подлинной чумой российской экономики и «оборонки»:
- арестовывать имущество рейдера еще на стадии разбирательства и таким образом лишать его возможности распродать похищенную собственность, пока длится следствие (а этим приемом пользуется большинство рейдеров);
- установить уголовную ответственность регистраторов, причем и государственных, и частных, и жестко наказывать за незаконное внесение изменений в реестр участников юридического лица и регистрацию заведомо подложных правоустанавливающих документов на юридическое лицо;
- рассмотреть возможность включения понятия «рейдерство» (описав его в законе юридической уголовно-правовой терминологией) как квалифицирующий признак в составы таких преступлений, как мошенничество, и ряда других;
- поскольку проблема приобрела общенациональный характер, назрела необходимость создания специального федерального органа, который мог бы в масштабах всей страны координировать мероприятия по противодействию противоправным поглощениям собственности.
Предложения были выдвинуты, но подвижек в деле обуздания рейдерства не просматривалось. Более того, рейдеры откровенно игнорировали даже предписания высших органов государственной власти. Например, буквально раздираются недвижимость и имущество недавно вновь воссозданного Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту. Председатель ДОСААФа генерал-полковник Сергей Маев говорил по этому поводу следующее: «Мы сейчас находимся в полном окружении судебных исков, словно Красная армия в 1941 году. Каждый день поступают судебные иски, многочисленные факты по уводу имущества нашей организации. Для них даже указ президента о возврате имущества России не является уже законом! То землю хотят урвать, то здание, то имущество оборонной организации».
И привел примеры: попытки овладения зданием краевой организации ДОСААФа в Перми («Чтобы предотвратить захват здания в Перми судебными приставами, мне пришлось вооружить наших сотрудников и поставить у входа в здание бронетранспортер», - заметил Сергей Маев), в Москве таким же образом пытаются захватить морскую школу («Здание, которое стоит минимум 600 миллионов рублей, было продано за 42 миллиона рублей»).
Сейчас против группы лиц, нажившихся на этой бандитской купле-продаже, возбуждено уголовное дело. Но будет ли оно решено по справедливости - неизвестно.
Методы есть, но...
Вспоминая документальный фильм «Хищники» журналиста Аркадия Мамонтова (он, напомню, был показан в ноябре 2009 года на телеканале «Россия»), помимо прочих эмоций нельзя отделаться от впечатления, что работа эта была сделана по заказу одной небезызвестной спецслужбы. Во-первых, Мамонтов уже не раз, что называется, был замечен в оказании ей помощи, как представляется, по ее же просьбе (ничего плохого в этом нет, подобное практикуется и во многих других странах). Во-вторых, в фильме демонстрировались кадры оперативной съемки. Да и смонтирован он по «схеме Штирлица», в которой «при разговоре запоминается, как правило, последняя фраза» (этой последней фразой в 40-минутной ленте был упомянутый в «ВПК» № 25 сюжет о двух американских разведчиках-дипломатах, задержанных в Новосибирске).
Если мои догадки верны, то это довольно печально. Потому что активная борьба с рейдерством пока идет не на широком фронте, а лишь на том его участке, за который данная спецслужба отвечает. Хотя он, без сомнения, очень важный. Здесь уместно сослаться на выступление бывшего начальника Первого главного управления (внешняя разведка) КГБ СССР - ныне президента Российской национальной службы экономической безопасности генерал-лейтенанта Леонида Шебаршина, опубликованное на сайте информационного агентства АРМС-ТАСС.
Генерал-чекист полагает, что иностранные спецслужбы пытаются уничтожить российскую «оборонку» путем рейдерских захватов и дискредитации возглавляющих ее успешных руководителей нового поколения. «В последнее время наблюдается резкая активизация деятельности в этом направлении, что напрямую угрожает национальной безопасности России», - отметил Леонид Шебаршин.
В качестве примера он привел ситуацию с омским радиозаводом имени А. С. Попова, который в 2008 году также «приглянулся» бизнес-хищникам. Это предприятие поставляет в российские силовые структуры современные средства связи и управления и что особенно важно - проводит инновационные разработки систем передачи информации. Омский губернатор Леонид Полежаев тогда обнародовал планы: завод имеет неплохие перспективы - региональные предприятия ОПК получили большой объем гособоронзаказа, что увеличит его рост в течение 2009-2015 годов до 30 млрд рублей, в том числе и за счет радиозавода.
В свою очередь гендиректор названного предприятия Иван Поляков тогда же заявил следующее: «Налоговая недоимка стала не только предметом для судебных тяжб с исполнительными органами, но и инструментом рейдерской атаки на завод. В целях противодействия рейдерам руководство радиозавода консолидировало акции предприятия. Кроме того, мы обратились с заявлением в ФСБ РФ, так как, судя по совокупности внешних действий, предполагаем, что рейдеры могут действовать в интересах иностранных спецслужб».
Заказ на овладение предприятием мог быть инициирован и зарубежными конкурентами, заинтересованными в продвижении своей продукции на российские рынки. Но в любом случае без помощи спецслужб тут, очевидно, не обошлось.
Судя по последней информации, радиозавод от напора судебных приставов отбился благодаря тому, что на покрытие налогового долга предприятие получило около 300 млн рублей субсидии из федеральной казны. Сместить директора не удалось, незаконная смена собственника не состоялась. К слову сказать, если по расчетам руководства завода сумма долга составляла 110 млн рублей, по оценке налоговой службы - 169 млн рублей, то в совокупности претензии приставов достигали 2 млрд рублей, что позже было признано «технической ошибкой».
Параллельно с омским предприятием похожий процесс шел и в отношении ФГУП «Кронштадтский морской завод», который известен тем, что обладает великолепными сухими доками (например док Велищинского), позволяющими полностью отремонтировать даже тяжелые атомные ракетные крейсеры типа «Киров». В случае победы рейдеров Балтийский флот лишился бы уникальной ремонтной базы. Заинтересованность в этом Запада также представляется неоспоримой.
Пыталось заступиться Росимущество - бесполезно. Однако в ситуацию серьезно вмешалось государство в лице вице-премьера Игоря Сечина, который одновременно является председателем совета директоров созданной в 2007 году Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). После того как ОСК обвинила петербургскую группу «Музей» в попытке рейдерского захвата завода, она поспешно продала ей права на требования к предприятию, вроде бы равнявшиеся 950 млн рублей, всего за... 385 тысяч. Щедрость, можно сказать, потрясающая! А что за этим стоит, остается только догадываться.
Последний пример в плане борьбы с рейдерством, конечно, впечатляет. Но Игоря Сечина, а также председателя Военно-промышленной комиссии Сергея Иванова на все объекты ОПК не хватит. И потому возникает вопрос: неужели по-иному в России уже нельзя?
Реакция последовала
Впрочем, было известно, что в апреле текущего года Дмитрий Медведев внес в Госдуму проект закона, призванного дать возможность правоохранительным органам жестко противодействовать «недружественным поглощениям», карая за деяния, направленные на подготовку к захвату чужой собственности. Напомню, в пояснительной записке к законопроекту говорилось, что сейчас «привлечь к уголовной ответственности лиц, причастных к рейдерству, становится возможным только на завершающем этапе захвата, когда имущество компании уже похищено или иным противоправным способом выведено из-под контроля собственника или законного владельца». В связи с этим глава государства предложил вписать еще один пункт в уже имеющуюся в Уголовном кодексе РФ статью и дополнить УК двумя новыми статьями. Они предусматривают наказания за обычно предшествующие рейдерским акциям действия, которые до сих пор злоумышленники могли совершать абсолютно спокойно, не опасаясь каких-либо негативных для себя последствий.
В июне Госдума во втором чтении приняла закон о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса, направленный на усиление борьбы с рейдерством. Однако в экспертном сообществе считают, что законодательные поправки, увы, не полностью избавят владельцев от риска стать жертвой мошенников, и предлагают внести в документ еще одно важное дополнение - об обязанности оповещать собственника обо всех операциях с документами его предприятия.
Тем не менее 1 июля российские информ-агентства сообщили о том, что президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон о внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы в части рейдерства.
«Рейдерство - это сложное и очень опасное преступление. Оно по сути душит экономику. Кроме того, в последнее время количество таких преступлений возросло», - сказал глава государства на встрече с министром внутренних дел Рашидом Нургалиевым. Утвержденные поправки, говорится в сообщениях, предусматривают уголовную ответственность за действия, относящиеся к рейдерству, то есть захвату имущества, имущественных и неимущественных прав, денежных средств предприятий. Под уголовную ответственность подпадают, в частности, внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений, умышленное уничтожение или подлог документов. Уголовному преследованию также подлежит предоставление в органы исполнительной власти заведомо подложных документов. Кроме того, законом преследуются такие действия, как умышленное искажение результатов голосования при принятии решения на общем собрании акционеров.
Комментарии
Сам был свидетелем такой мерзости.
Все правила игры, и законы способствуют расхищению нашего общего дома, - России.
И последующей перепродажи по частям, - Чужим!
Без ихнего одобрения было бы невозможен захват стратегически важных для государства производств и конструкторских бюро.
Обманываться уже не надо. Нынешняя власть в России предательская и вредительская по отношению к российскому государству и народу.
какие бы слова они не произносили, дела показывают из чётко определённую работу по уничтожению России.