Дондурей: Без убийств не выживет ни один сюжет на ТВ

На модерации Отложенный

Российское киноискусство никак не выйдет из кризиса. Справедливость этого суждения подтверждает провал на кинофестивале в Каннах даже такого широко разрекламированного и высокобюджетного фильма, как «Утомленные солнцем-2». На вопросы читателей «Росбалта» отвечает известный российский кинокритик Даниил Дондурей.

Olga: «Российское киноискусство» — неправильный термин для современного кинематографа. А из «кризиса» этот современный кинематограф и не хочет выходить, выгодно брать, брать и не отдавать. Нет той глубины, которую создавали лучшие режиссеры и сценаристы, и лучшие актеры советского времени. Один фильм похож на другой. Игра поверхностная, потому что играют одни и те же актеры в различных сериалах и фильмах. Надо искать в театрах, готовить режиссеров старой традиции. Традиции не терять! Надо ставить больше философских и красивых картин, чтоб каждый кадр был «картиной». Тогда вправе современный кинематограф назвать – «Российское киноискусство».

Д.Д: Ольга, в вашем вопросе множество аспектов. В России существует режиссерская традиция - не обращать внимание на зрителя и, если не считать дорогущих блокбастеров, то режиссеры у нас снимают фильмы для себя. И ненавидят критиков, которые неадекватно и злобно оценивают их замечательные произведения. Продюсеры их интересуют исключительно для того, чтобы добыть деньги на проект, но не как креативные партнеры, поэтому авторы никогда не задумываются о том, как отдавать деньги, хотя кинопроизводство, как известно — это миллионы долларов.

В советское время был один продюсер – государство, одна мораль, общее мировоззрение, более или менее гуманистическая картина мира. Сегодня все это разрушено и не работает, страна подсела на наркотик сериалов (у нас выпускается около 200 названий – 3 000 часовых серий в год). В голове людей пирамида или помойка из сюжетов, жанров, актеров, авторов, компаний, повторов. Как тут не потерять традиции, не разучиться делать что-нибудь внятное. Массовый кинематограф — так называемый мейнстим – пошел под откос, а то, что можно назвать российским киноискусством – это три, пять фильмов в год из 100 снимаемых ежегодно.

Владислав: Когда у нас будет введена цензура? Боевики показывают в дневное время, их смотрят ДЕТИ и вырастают бандитами и убийцами.

Д.Д.: Владислав, запреты здесь ничего не решат. Такие цели не достигаются запретами. Само общество, его элита, авторы, художники должны руководствоваться тем, что на их взгляд хорошо, а что плохо, что можно делать, а что не следует. За 15 лет, бандиты, по мнению всех заказчиков, одна из самых уважаемых сфер деятельности в России. У нас депутаты, олигархи, политики и бандиты – совершенно соразмерные профессии. В нашем обществе не принято этого стесняться. Без убийства не обходиться ни один сюжет в «телеке». Кто сможет это запретить, если на сюжетах с бандитами основано все благополучие телеканалов — не в меньшей степени, чем на обессмысленном юморе. Кроме пафосных моралистов все остальные согласны с присутствием во «второй» реальности самых отвратительных негодяев в качестве главных персонажей любых сюжетов. Они и есть главные добытчики телевизионных денег от рекламы.

Юрий: Уважаемый Даниил, что вы думаете о фильме «Сатисфакция», участвовавшем в Кинотавре-2010?

Д.Д.: Фильм «Сатисфакция» — нормальный, можно надеяться, что коммерческий фильм для среднего класса, его с удовольствием будут смотреть офисные работники после тяжелого рабочего дня и столь же тяжелого ужина в ресторане. И герой хороший, свойский, его играет любимец интеллигенции Евгений Гришковец. Этакий, в хорошем смысле, артгламур. Все кончается замечательно. Офисный планктон не будет расстроен. Конечно, контент этого фильма шел в разрез с теми идеями, что доминировали на Кинотавре. Он был чужим на тамошнем эстетическом празднике. Но уверен: те, кто любят Гришковца, не будут разочарованы. Хотя мне лично он больше нравится на сцене.

Евгений Попов: Не кажется ли вам, что кризис отечественного киноискусства обусловлен тем, что все в киноартели тянут одеяло на себя, думая о «бабле», а не о поддержании лучших традиций российского кино, о культуре, морали, нравственности. В результате, «важнейшее из всех искусств» превращается в криминально-коррупционное средство отмывания денег.

Д.Д.: Уважаемый Евгений, того чудесного советского государства уже больше нет! Оно ведь не было связано исключительно с красными знаменами, коммунистическими глупостям и жестокой тоталитарностью. Советская власть защищала своих художников, в том числе и тем, что запрещала показывать западное кино. Представьте себе, что американских фильмов показывалось 6-7 в год, а сейчас 170! Кино производили огромные кинокомпании типа «Мосфильма», а сейчас маленькие частные компании. Сюжеты, ценности, взгляд на мир – все было другое. А сегодня в головах кинорежиссеров — разруха. Они не знают ни в какой стране живут, ни куда она движется, ни о чем думают миллионы зрителей, жаждущих сегодня лишь развлечений. В результате — все поплыло. У большинства нет художественных, психологических, содержательных мотиваций делать то, что никто не будет смотреть. Авторы находятся в ловушке многомерно разрушенной индустрии. Вот каждый и зарабатывает как может.

Сергей 2008: Отчего подавляющая часть российского «большого» кино такая депрессивная и изображаемый Народ звероподобен?

Д.Д.: Сергей, депрессия возникает у нас по двум причинам. Те, кто снимает «кассовое кино» убеждены, что только сильно испугав публику, они могут рассчитывать на интерес к своему детищу. А так называемые авторы артхаусного кино действительно убеждены в том, что российская жизнь наводнена разного рода драмами, несправедливостями, недоверием и презрением к личности. Они так думают и так видят нашу современную жизнь. Их действительно ничего сегодня не вдохновляет. Отсюда и то, что вы называете звероподобием. Нет вдохновения, драйва. Никаких утопий!

Антон: Российское кино в помойке. Конвейерный способ изготовления дебильных «мыльных опер» и сериалов испоганил саму идею телевизионного фильма. Нескончаемые сериалы — кормушка для их создателей.

Одни и те же актёры, порядком уже поднадоевшие телезрителям — скачут из сериала в сериал с легкостью кузнечика. Но самое большое зло для Российского кино — это все же «мэтры», которые могут позволить себе потратить десятки миллионов государственных рублей без всякого отчета, да ещё и заявлять, что россияне не доросли до понимания их таланта. Кто в России отвечает за качество кино- и видеопродукции?

Д.Д.: Антон, многое в ваших оценках точно и справедливо. Ваш диагноз правильный, но за качество кинопродукции отвечаем мы все вместе: и авторы, работающие как умеют, и зрители, отучившиеся от кинематографа сложного по языку, и политики от культуры, даже не ставящие себе задачи решать то, за что они отвечают. Мы все вместе голосуем за некачественную кинопродукцию. Нельзя найти замминистра или председателя творческого союза и уволить его для того, чтобы все изменилось. Полная ерунда. Бесполезно. Никого отдельного злоумышленника в этой сфере нет.

Людмила: Будет ли когда-нибудь в России хорошее кино, утверждающее общечеловеческие ценности? Или только чернуха, полупорнуха и слезливые глупые мелодрамы? С удовольствием смотрим старые советские фильмы, призывающие к «доброму, вечному». Что же мешает создавать «доброе, вечное» нынешним «гениям»?

Д.Д.: Дорогая Людмила, сегодня нет условий для создания привлекательных картин о «добром». Такие сюжеты кажутся пресными, пафосными, лакированными. За 20 лет мы разучились снимать то, за что давали государственные премии при Брежневе. Ни один уважающий себя телеканал или большой продюсер не запустит ничего подобного. Снимать такие фильмы намного сложнее, чем о том, как один бизнесмен заказал убийство своего партнера – другого бизнесмена или про то, что милиция тотально коррумпирована. Зрители просто не восприимчивы к сюжетам о светлом, о моральном подвиге, чести, бескорыстии. Это уже кажется этаким «фальшаком», сладкой манной кашей. Кроме того, сами режиссеры не способны уже всерьез воспринимать «позитив», он для них дурно пахнет. Изменилась вся моральная атмосфера в нашей стране и система критериев оценки жизни. Тут многое надо выращивать заново, но этим, как вы знаете, никто заниматься не собирается.

Ф.Косичкин: Господин Дондурей! Журнал «Сеанс» считает вас идеологом рыночной перестройки отечественной киноотрасли. Вы готовы нести личную ответственность за бездарные итоги этой перестройки, разрушившей и национальную систему кинопроизводства и кинопроката?

Д.Д.: Вот у журнала «Сеанс» и спросите. Хотя, действительно, будем считать, что именно я виноват во всем том, что произошло в российском кино в последние 20 лет.

Луценко Дарья, студентка Тюменского гос. ун-та, 4 курс, политиология: Уважаемый Даниил Борисович! Не могли бы вы уточнить обстоятельства, которые способствуют формированию потребности в кинорефлексии на тему политики. Какие (если есть) темы российского кино можно считать политическими в чистом виде? Разрабатывается ли вообще концепция российского политического кино?

Д.Д.: Дарья, как вы знаете, политическое кино в России последние десять лет не снимается. Это запрещенная область. Там где политика, там ведь — дискуссия, альтернативные взгляды, сомнения, другие оценки и версии происходящего. Все это очень опасно! А в этой сфере, как ни в какой другой чрезвычайно развита самоцензура, так уж лучше ее не касаться вовсе. У нас нет не только фильмов на политические темы, но и на острые социальные. О разного рода несправедливости. Вся эта область негласно табуирована. А фамилии реально действующих политиков не упоминаются ни в каком контексте. И все это происходит невидимым образом вне какой-либо системы публичных запретов. Так что, если вы этим занимаетесь, мой совет: переходите на зарубежный материал.

Олег: Здравствуйте. Какие отечественные сериалы вам понравились за последние 10 лет? Почему не снимают фантастику и фантастические сериалы? Кроме «Подземелья ведьм» вспомнить нечего. Можно ссылками ответить, если вы уже отвечали на эти вопросы, в какой-нибудь газете или на радиостанции. Спасибо.

Д.Д.: Было довольно много неплохих: «Доктор Живаго», «Ликвидация», «Диверсанты», «Танкер Танго»… А фэнтези не снимаются, потому что у нас нет соответствующей национальной традиции, культуры, типа мышления. Эпоха братьев Стругацких завершилась, а уровня «Лоста» еще не началась. Мы попросту к этому не готовы. И делаем первое движение по сложнейшей, полной неожиданностей тропе этого вида кино.

Николай: Здравствуйте, вам не кажется, что многие сценарии вкупе с непрофессиональными режиссерами выдают на экран кино низкого качества. Насчет «Утомленные солнцем-2», при всем моем уважении к Никите Михалкову, он создал кинопародию на Великую Отечественную, чем оскорбил граждан России. Фильм такого формата прошел бы в начале 90-х, но не сейчас.

Д.Д.: По ряду причин мне трудно комментировать последний фильм Никиты Михалкова. Вы, Николай, имеете полное право на собственную версию его понимания и оценки. Как известно, он вызвал большую полемику в профессиональной среде, а его сборы оказались в три раза меньше, чем у российских лидеров отечественного кинопроката. Особенно с учетом тысячи шестидесяти копий и выпуска во всех восьмистах кинотеатрах нашей страны.

Александр Колесов: Скажите, куда делась наша фантастика. Кроме фильмов «Человек-амфибия» и «Через тернии к звездам» вспомнить нечего. Неужели наши режиссёры в этом жанре ничего не могут?

Д.Д.: Качественная фантастика, Александр, возникает обычно в двух случаях: либо, как в России, — это реакция на жесточайшую цензуру, и никаким другим образом нельзя авторам высказать свои суждения о происходящем, либо это способность киноиндустрии работать в любом жанре, включая и такой дорогостоящий и востребованный, как фэнтези. Фэнтези – это своего рода тест на философский, креативный и технологический уровень состояния киноиндустрии в той или иной стране. Судя по вашей оценке, - я с ней согласен – мы этот тест пока не выдержали