\"Русскую сеть\" сдал исчезнувший агент ФБР

На модерации Отложенный

Разразившаяся в США шпионская истерия побудила нас обратиться к специалистам по вопросам безопасности с просьбой прокомментировать сообщения СМИ на эту тему, и разъяснить многие несуразности и нестыковки в полыхающем скандале. Вот как оценили происходящее наши собеседники.

По их мнению, ФБР издавна практикует «подвод» своих сотрудников к подозреваемым лицам под видом иностранных разведчиков из тех стран, на которые, по мнению этого ведомства, подозреваемые могли бы согласиться работать. Либо направляют фальшивые «вербовочные письма» от представителей этих государств. По сути, это провокация по втягиванию граждан в противоправную деятельность против США, даже если «объект» изначально таких намерений не имел. Обычно американские контрразведчики проявляю настойчивость в склонении «неустойчивых» лиц к реальной измене.

Например, по сообщениям южноафриканских газет, несколько лет назад, ФБР направило письма трем американцам якобы от имени министра разведывательных служб ЮАР Ронни Касрилса, с предложением работать на его ведомство. Несмотря на нелепость самой формы этого вербовочного подхода, граждане США дали своё согласие, за что очутились в тюрьме. Подвод своего сотрудника от имени российской разведки американцы использовали и с некоторыми нашими агентами. Этот приём применяли потому, что имена агентов стали известны ФБР от предателей, а проводимые контрразведкой мероприятия не давали оснований для обвинений в разведывательной деятельности.

Поэтому вполне логично предположить, что исчезнувший с Кипра член «шпионской группы» Кристофер Метсос (иногда его фамилию пишут как Мецос), несколько лет назад, являясь кадровым сотрудником ФБР, был подведён к одному из будущих «шпионов» для проверки его лояльности. Действовал фэбээровец без изысков - предложил сотрудничать с российской разведкой за деньги. Возможно, проверяемый в тот момент остро нуждался в деньгах и не устоял перед соблазнительным предложением.

Обычно в таких случаях американцы сразу (или почти сразу) арестовывают изменника. В этот же раз они выжидали около 10 лет. Это признак того, что с самого начала преследовалась цель создать «русскую шпионскую группу», которую следовало держать на поводке до «лучших времён» и вытащить, как зайца из шляпы фокусника, когда того потребуют обстоятельства.

Чтобы эффект «разоблачения» был особенно громким, состав группы за несколько лет нарастили до несуразных размеров, что ясно любому профессионалу. Вербовали всех, кто соглашался поиграть в «бондов». Этим и объясняется разношёрстный состав группы, отсутствие у них реальных разведывательных возможностей, а также удалённость большинства из них от объектов разведывательного проникновения.

Отдельная тема - жанр, в котором формулировались задания из Центра. Самое точное определение - это пародия в духе знаменитой сатиры Грэма Грина «Наш человек в Гаване». Во-первых, тексты «телеграмм из Москвы» не соответствуют стилистике обычного русского языка, а уж тем более оперативного языка (он предельно лаконичен и в нём много устоявшихся штампов). Во-вторых, никогда в заданиях агенту не пишется полное название штаб-квартиры (это нужно было фэбээровцам, чтобы доказать в суде, что псевдоагенты точно знали, с кем они сотрудничают).

В-третьих, агентам никогда не запрещают покупать недвижимость, наоборот, это приветствуется. Но её никогда не требуют регистрировать на Центр. Как можно зарегистрировать купленный нелегалом дом на иностранную разведку? В-четвёртых, никому в голову не придёт давать задание агенту узнать котировки золота и перспективы его рынка. Для этого достаточно открыть Интернет. В-пятых, телеграммы никогда не заканчивают дурацким напоминанием «после прочтения уничтожить». Уж лучше бы воспользовались юмором сотрудников разведки: «перед прочтением съесть!» Достаточно?