О проблемах малого бизнеса
На модерации
Отложенный
О проблемах малого бизнеса за последние годы сказано, наверное, в десятки раз больше, чем о проблемах большого. Ситуация парадоксальная: все признают, что малый бизнес необходим стране как воздух. И, несмотря на это, все, кто может, его душат. Общими усилиями формируя, наверное, самую главную нашу коррупциогенную зону. Свой вклад в обсуждение путей противодействия коррупции в малом и среднем бизнесе внесла комиссия Общественной палаты РФ по общественному контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы. В актовом зале юрфака СПбГУ состоялось ее выездное заседание с участием представителей бизнес-сообщества, руководства города и городских правоохранительных структур.
Впереди России всей?
Субъективную оценку ситуации – «все не очень здорово» – подкрепляют данные аналитического исследования «Ведение бизнеса в России-2009», проведенного в прошлом году Всемирным банком в десяти городах России, в том числе и в Санкт-Петербурге. Они свидетельствуют: одним из наиболее сдерживающих факторов в развитии предпринимательства, в том числе малого и среднего, являются административные барьеры. В Петербурге, к примеру, предпринимательскую деятельность регулируют 27 федеральных и 24 региональных органа исполнительной власти, которые реализуют более 400 регулирующих функций.
Тем не менее с городского начальственного олимпа ситуация выглядит весьма благополучно. Как заверил присутствующих вице-губернатор Михаил Осеевский, все малые и средние предприятия города имеют сегодня возможность работать в правовом поле. Упорядочена и приведена в соответствие с федеральными законами нормативная база, на основании которой они существуют. Наведен порядок с недавно еще бесчисленными изнурительными проверками. Четко определено, кто, когда и по какой процедуре имеет право их проводить. В том числе дан укорот многочисленным общественным организациям, которые, действуя якобы «в интересах потребителя», очень хорошо кормились на этой ниве. Более того, если «малый бизнесмен» заподозрит какой-то подвох со стороны чиновников или проверяющих, к его услугам телефон «горячей линии» в Общественном совете и «антикоррупционный телефон» в администрации города.
Не упустил Михаил Эдуардович случая упомянуть и об одном из главных достижений – решении долго и мучительно обсуждавшегося городской властью вопроса о выкупе представителями малого бизнеса объектов недвижимости. Как нечто само собой разумеющееся сказал то, на доказательство чего ушли годы: вовлечь эти объекты в реальный оборот гораздо эффективнее, чем государству пытаться ими управлять.
– Петербург своими достижениями в развитии малого предпринимательства показывает пример всей России, – заключил он.
С заявлениями не обращались
Конструктивный оптимизм вице-губернатора разделил прокурор Санкт-Петербурга Сергей Зайцев. Он сообщил, что в прошлом году специально для надзора за исполнением закона № 294-ФЗ («О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля») в аппарате прокуратуры был создан специальный отдел. В процессе отработки заявлений представителей малого и среднего бизнеса происходит выявление коррупциогенных зон, о которых потом информируются органы власти.
Зоны такие, как известно, возникают тогда, когда чиновник, не выходя за рамки закона, может одно и то же и разрешить, и запретить. Вообще-то эти ситуации должны «отлавливаться» еще на стадии экспертизы законопроектов, но почему-то сплошь и рядом выявляются уже после принятия закона, в процессе его практического применения. И прокуратура вынуждена, что называется, «стрелять вдогон». Что гораздо менее эффективно. И потому г-н Зайцев считает, что регламентировать нужно едва ли не «каждый чих», чтобы лишить чиновника возможности злоупотребить своим правом. На взгляд автора этих строк, впрочем, идея абсолютно утопическая, возникшая лишь «от горя», в условиях полного недоверия этим чиновникам.
Тем не менее именно такой подход, судя по заявлению Зайцева, дал эффект при борьбе с проявлениями коррупции среди сотрудников милиции. Число жалоб на них за последний год (так заявил г-н прокурор, хотя, признаюсь, не могу в это поверить) уменьшилось вдвое!
Впрочем, некоторый свет на этот феномен пролил руководитель управления следственного комитета при прокуратуре РФ по Санкт-Петербургу Андрей Лавренко. Он сообщил факт, в общем, тоже не новый: коррупционные преступления отличаются чрезвычайно высокой степенью латентности. Иными словами, бизнесмен о попытках вымогательства у него взятки заявляет лишь в очень редких случаях. И оттого, что не верит в силу закона, и оттого, что, как правило, сам перед законом не безгрешен и стремится избежать лишних вопросов. По сути, он покоряется судьбе. И закладывает сумму откатов в смету расходов. (Коррупцию со стороны одних чиновников, вставил реплику Зайцев, многие пытаются преодолеть при помощи других, тоже коррумпированных.) Сейчас в судах находится на рассмотрении 24 расследовавшихся сотрудниками управления уголовных дела по взяткам в сфере малого и среднего бизнеса. Все они были возбуждены не по заявлениям потерпевших, а по результатам оперативно-розыскных мероприятий.
Конечно, гражданская активность людей могла бы стать главным инструментом в борьбе с коррупцией. Но...
в обозримом будущем на это рассчитывать не приходится. И потому Лавренко как реалист и прагматик апеллирует к мерам полицейским, предлагая в каждом ведомстве создать службу собственной безопасности. Правда, скорее всего, методов обеспечения неподкупности этих структур не знает даже он.
Честно жить не получается
Масштаб и сложность решения проблемы осознают и сами бизнесмены. Исполнительный директор общественной организации «Опоры России», объединяющей в своих рядах 370 тысяч предпринимателей, Дмитрий Петровичев заявил, что в год по России регистрируется около 40 тысяч преступлений коррупционной направленности. И эффективные методы борьбы с ними имеются. Причем новых не нужно, достаточно добросовестно и последовательно использовать имеющийся в наличии инструментарий. Контроль гражданского общества за действиями власти, независимость СМИ. А в последних – пропаганда честности и добросовестности и... регулярное обсуждение уголовных дел по коррупции (видно, для острастки). Но, видимо, не надеясь, что эти меры в ближайшее время сработают, Петровичев предложил более реальные: расширение электронного документооборота исключающего (или по крайней мере сводящего к минимуму) личный контакт бизнесмена и чиновника.
Призыв всем бизнесменам стать честными и просто исполнять все законы вызвал весьма скептическую реакцию президента Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Владимира Катенева. Законов, касающихся предпринимательства, заметил он, сегодня столько, что их невозможно не только выполнить, но и понять. Только в первом полугодии нынешнего года принято около 500. Причем то, что получается «на выходе», после третьего чтения в Думе, порой разительно отличается от того, что поступило на рассмотрение изначально, после предварительных обсуждений и экспертиз. Где, кто и «под кого» корректирует законопроекты, – тайна сия велика есть. Но зато потом на местах предприниматели хватаются за головы: что ни закон, то новая коррупционная ловушка.
Катенев привел пример: согласование установки самой простенькой перегородки в офисе, если его проводить по закону, занимает год! По сравнению с этим данные, полученные в вышеупомянутом исследовании Всемирного банка, – просто цветочки. В соответствии с ними, по показателю «Получение разрешения на строительство» Санкт-Петербург занял в рейтинге из десяти российских городов 8-е место: 299 дней и 29 согласовательных и разрешительных процедур. Для сравнения: первое место у Ростова-на-Дону (194/22), последнее – у Москвы (704/54). Любому понятно, что предприниматель сделает все, чтобы эти сроки уменьшить. И потому он уже изначально в коррупционной ловушке. А «решив вопрос», оказывается еще и под дамокловым мечом как нарушитель закона. Как вы думаете, пойдет он в милицию, когда его начнут «доить», или поищет другие пути?
Спасайте себя сами!
Председатель Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга Елена Церетели как человек, близкий к народу, тоже, как оказалось, не испытывает особых иллюзий по поводу продекларированного «прорыва» в борьбе с коррупцией. Когда был принят 294-й закон, призналась она, предприниматели восприняли его с воодушевлением и надеждой. Но таковые быстро испарились. Выяснилось, что активизацию борьбы с коррупцией милиция обратила в свою пользу. Чего стоят, к примеру, «невинные» проверки документов, когда предпринимателя заставляют бросить работу, закрыть офис и целый день просидеть в отделении милиции. Количество жалоб на подобные действия в последнее время сильно возросло. Что, заметим, как-то не стыкуется с бодрым докладом городского прокурора.
– Кто же прав?! Ведь что-то надо делать! – риторически воскликнул ведущий заседание Анатолий Кучерена, которому противоречащие друг другу докладчики явно задурили голову.
Дискуссия плавно заходила в тупик. Как и можно было ожидать, простых и ясных путей борьбы с коррупцией не просматривалось. Спасти ситуацию попытался председатель Общественного совета при следственном управлении СК при прокуратуре РФ по Санкт-Петербургу Александр Афоничев. Он привычно возложил надежду на аналогичные структуры при других силовых ведомствах. Когда власть недееспособна, она как за последнюю соломинку хватается за народ...
Но тем самым лесником, который, как в известном анекдоте, «пришел и выгнал всех к чертовой матери», явился выступивший последним начальник управления по борьбе с экономическими преступлениями питерского ГУВД Сергей Стороженко. Он честно признался, что борьба с коррупцией находится «на грани гражданско-правовых и уголовных отношений». И поэтому, чтобы зря не ломать голову, милиция предпочитает защищать преимущественно лишь те структуры, в которых есть «бюджетная составляющая». Иными словами, когда речь идет об угрозе государству, там все более или менее понятно. А «просто бизнес» – это темный лес, в который лучше не соваться...
Собственно, с этого можно было начать и этим закончить. И нечего огород городить. Мухи отдельно, котлеты отдельно. Большинству предпринимателей дан ясный сигнал: на общение с милицией зря тратить время не нужно. Придется обходиться своими силами. А поскольку отстреливать коррупционеров у нас пока не принято (да всех и не перестреляешь), единственный путь – на статью «откаты» закладывать денег по максимуму.
Комментарии