Против кого дружить будем?

На модерации Отложенный

Запад пытается все больше вовлекать Россию в свои геополитические проекты

Вторая половина июня запомнилась редким проявлением дружелюбия по отношению к России со стороны Запада. Причем, как его европейской части, так и заокеанской (исключением, правда, был неожиданный шпионский скандал в США). Чем это может быть вызвано?

Веймарский квадрат


24 июня в Париже прошла встреча так называемого «Веймарского треугольника», созданного на министерском уровне в 1991 году по инициативе германской дипломатии, которая хотела использовать послевоенный опыт франко-немецких отношений для укрепления связей с Польшей. Эта формула доказала свою эффективность в укреплении политического диалога в Европе.

В упомянутой встрече приняли участие как министры иностранных дел Германии, Франции и Польши, так и глава российской дипломатии Сергей Лавров. Показательно, что Россия во время этой встречи во французской столице впервые участвовала в дискуссиях совместно с членами треугольника.

Зачем же вдруг понадобилась Россия ключевым государствам Европейского Союза? По словам французского министра иностранных дел Бернара Кушнера, эта встреча была просто необходима. Вопросов накопилось много, и участники все их, естественно, не решили. Но, по его словам, сам формат такой встречи свидетельствует о том, что контактов и обмена мнениями между Российской Федерацией и Евросоюзом должно быть больше.

Каковы же были основные обсуждавшиеся вопросы? Бернар Кушнер сообщил, что министры говорили о положении в Афганистане, о Калининградской области, о Приднестровской Молдавской Республике, о возможности создания Комитета России и ЕС по вопросам внешней политики и безопасности. Была также затронута проблема положения в Киргизии.

Отдельное место заняла тема поставок российского газа в Европу в связи с возникшими российско-белорусскими осложнениями. Здесь, кстати, министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле заявил, что его страна рассчитывает на выполнение обязательств по поставкам газа как стран-поставщиков, так и стран-транзитеров.

По мнению европейских СМИ, Россия «выжала» максимум из данной встречи, фактически решив вопрос введения безвизового режима для жителей Калининградской области и приграничных районов Польши.

Показательно, что введение безвизового режима для жителей приграничных зон активно поддержал и министр иностранных дел Польши Радислав Сикорский, выразивший надежду, что соответствующее соглашение будет подписано уже в ближайшие месяцы. А, по мнению Гидо Вестервелле, введение такого режима было бы и очень сильным политическим сигналом, особенно, если вспомнить историю европейского континента.

Как недавно писал французский философ и публицист Андре Глюксман, нет никаких сомнений в том, что Германия идет сейчас по пути все набирающего обороты экономического сотрудничества с Россией. В этом плане показательной также является опубликованная на днях во французской Le Figaro статья Александра Адлера. В ней автор резюмирует, что будущее российской промышленности зависит от перспектив сотрудничества с Европой, а также взаимодействия и отсутствия разногласий среди крупнейших стран континента.

Такая перспектива не будет препятствовать Германии в расширении партнерства с Россией, но станет решающим фактором для появления единого европейского клуба, способного на равных играть с Америкой и Китаем.

Судя по всему, в Вашингтоне это понимают. А поэтому организовали российскому лидеру беспрецедентно дружеский прием.

Из Америки с любовью?

В канун визита Дмитрия Медведева в США в среде американских обозревателей популярной была социология, согласно которой индекс доверия россиян к американцам сейчас находится на пятилетнем максимуме.

Если в период 2007–2008 годов Соединенные Штаты вызывали недоверие со стороны россиян - не более 46 процентов позитивных отзывов - то в настоящее время около 60 процентов склонны оценивать США более доброжелательно. Резкий скачок был сделан весной 2010 года: с 54 до 60 процентов за два месяца.

Кроме того, по мнению американских экспертов, встреча и переговоры 24 июня между американским президентом Бараком Обамой и его российским коллегой Дмитрием Медведевым в Белом Доме стала высшей точкой в российско-американских отношениях с 1995 года, когда на Парад Победы в Москву приехал Билл Клинтон.



В частности, обозреватель популярного издания Newsweek Оуэн Мэттьюс отмечает, что после десятилетней конфронтации Москва и Вашингтон нашли взаимопонимание по целому ряду ключевых вопросов, от санкций против Ирана до противоракетной обороны в Европе и фактического прекращения НАТОвской экспансии на постсоветском пространстве.

Более того, акцентирует внимание издание, все эти благие и полезные достижения были реализованы почти исключительно за счет Обамы. Так Соединенные Штаты разочаровали своих союзников в Восточной Европе, отменив планы размещения противоракетных батарей и объектов в Польше и Чешской Республике.

Следует также упомянуть, что военный конфликт России с Грузией в августе 2008 года - лучшим другом США на постсоветском пространстве времен правления в стране неоконсерваторов, по сути дела, был признан Вашингтоном как свершившийся факт – и снова, чтобы угодить Москве, - отмечается в упомянутой статье в журнале Newsweek.

Касаясь темы выгод Соединенных Штатов от такого «заигрывания» с Россией, американские эксперты называют, в первую очередь, прекращение со стороны Москвы попыток выгнать американцев с их военно-воздушной базы в Киргизии (база эта крайне важна для обеспечения американских действий в Афганистане, а также не последнюю роль играет ее соседство с китайской границей); поддержка санкции против Ирана; а также подписание договора о сокращении ядерных вооружений СНВ.

Кроме того, американское издание Huffington Post отмечает, что за тёплым, братским, неожиданно доверительным отношением со стороны президента Барака Обамы, проглядывал явный внутриполитический расчет: администрация предъявляет отношения с российским руководством как свой успех номер один в международной политике.

Показательным является также то обстоятельство, что «красной нитью» проходит в комментариях «антикитайский» характер нынешнего американо-российского сближения.

Хотя прямо об этом американские обозреватели стараются не говорить.

И здесь показательна еще одна тема, которая в последние годы была «яблоком раздора» между Москвой и Западом – расширение НАТО. Однако, похоже, и здесь в скором времени мы можем стать свидетелями кардинальных перемен.

НАТО-рус

Тот, кто регулярно следит за ведущей мировой внешнеполитической периодикой не мог не обратить внимание на эссе известного американского эксперта и, что особенно важно, старшего научного сотрудника влиятельного Совета по международным отношениям Чарльза Купчана, вышедшее в свежем номере Foreign Affairs под красноречивым подзаголовком: Why Russia Should Join the Atlantic Alliance («Почему России стоит вступить в Атлантический альянс»).

Автор упомянутой статьи призывает к сотрудничеству и взаимным уступкам в отношениях с Россией, а также присоединению России к НАТО следующим образом: альянс во время своего очередного ноябрьского саммита должен ясно и публично заявить, что он хотел бы видеть Россию в своих рядах.

Показательно, что в то же время в московском журнале «Россия в глобальной политике» (который, кстати, издается при участии именно журнала Foreign Affairs) в статье с подзаголовком «Россия, НАТО и новая архитектура безопасности» председатель Комитета Государственной думы РФ по международным делам Константин Косачев также в ответ очень толерантно отозвался насчет альянса.

Как видим, времена меняются, а вместе с ними кардинально меняется геополитическая конъюнктура.

В марте 1992 года тогдашний президент Польши Лех Валенса во время своего визита в Германию предложил идею создания на просторах балточерноморской дуги союза НАТО-бис, фактически, антироссийского.

Сейчас, похоже, идет формирование союза под условным названием «НАТО-рус», в сущности, антикитайского с Россией в главной роли.