Глава ФСКН Иванов ответил на вопросы читателей \"Комсомолки\"

На модерации Отложенный

Не так давно Дмитрий Медведев подписал Стратегию государственной антинаркотической политики. Рассчитана она на ближайшие десять лет - до 2020 года. Уже сейчас Госнаркоконтроль готовит федеральную целевую программу, реализация которой, по задумке авторов, доставит много неудобств нынешним наркодилерам и наведет порядок в стране. О том, что же конкретно планируют сделать, какова наркоситуация в России, почему наркоманов лечат только добровольно и насколько реально переломить ситуацию с афганским героином, в пресс-центре «Комсомолки» и рассказал Виктор Иванов.

Суть стратегии

- Много разговоров о новой антинаркотической стратегии. Чем обусловлены ее разработка и принятие? Это Сергей из Нижнего Новгорода.

- Наркоситуация в России остается по-прежнему сложной. Поток наркотиков в нашу страну, и в первую очередь из Афганистана, не уменьшается. В настоящее время в стране официально зарегистрированы 618 тысяч потребителей наркотиков. По экспертным оценкам, эта цифра достигает примерно 2,5 миллиона человек и составляет почти два процента населения. 90 из них потребляют афганский героин, больше половины - молодежь до 30 лет. Чтобы в корне изменить эту драматическую картину, и была разработана стратегия государственной антинаркотической политики. Она держится на трех китах. Первое направление - это снижение спроса, то есть комплекс мер, связанных с уничтожением наркорынка потребителей. Второе - ликвидация предложения наркотиков. И третье - повышение эффективности инструментов международного сотрудничества.

Рекламу таблеток ограничить

- Андрей Власов из Волгоградской области. У нас под видом соли для ванн абсолютно легально продается опьяняющий мефедрон. Когда его запретят?

- По мефедрону сейчас проводятся исследования. Мы настаиваем на включении его в соответствующий перечень наркотических средств, подлежащих контролю как наркотик. Спасибо за тревожный сигнал, будем ускорять эту работу.

- Здравствуйте! Виктория Белова из Волгограда на проводе. Часто для своей деятельности наркоторговцы используют Интернет. Нетрудно найти сайты, где предлагают «дурь». Реально ли взять ситуацию под контроль?

- Интернет - разновидность СМИ, поэтому мы работаем на этом направлении совместно с Минкомсвязи. Хороший опыт есть в ЕС. Там достаточно жесткое законодательство в отношении сайтов, которые распространяют сведения об экстремизме и призывают к терроризму. Их сразу закрывают. Аналогично нужно поступать и с сайтами, пропагандирующими наркотики.

Тюрьма или лечение?

- Это Людмила Журавлева, Москва. Скажите, почему у наркоманов спрашивают согласие на лечение? Дочь в Москве умирает, а принудительно лечить не имеют права...

- К сожалению, в российском законодательстве не предусмотрено принудительное лечение наркозависимых. Сейчас в рамках работы Государственного антинаркотического комитета мы занимаемся этой проблемой. Вот одно из наших предложений. Если люди не совершают социально значимых правонарушений и при этом являются наркобольными, то они могут сделать выбор: тюремное заключение или лечение. Добровольно. Практика показывает, что большинство предпочитают второй вариант. Однако альтернативное лечение должно быть связано не только с детоксикацией, но также с психиатрическим лечением и последующей реабилитацией. На последнем этапе уместна работа религиозных, неправительственных организаций, казачества и т. д. Есть масса примеров, когда наркоманы, прошедшие реабилитацию при православных храмах, уже не возвращались к прежней жизни.

Мировой опыт подсказывает и более радикальные меры. В частности, Швеция, которая славилась либеральным законодательством, в 2000 году приравняла потребление наркотиков к уголовному преступлению. Сроки небольшие - три месяца заключения.

- Ростислав из Саратова. Приобщение подростков, молодежи к наркотикам в большинстве случаев начинается через наркопритоны. Когда же наконец вы ликвидируете эти рассадники зла и смерти?

- Согласен с вами. Притоны действительно являются очагами втягивания молодежи в потребление наркотиков. Многие из 138 тысяч детей и подростков, которые в настоящее время состоят на учете с наркологическими расстройствами, получили «опыт» именно в наркопритонах. Как правило, наркопритоны функционируют в жилом секторе. И одновременно являются для наркоманов и магазинами, и лабораториями, и приемными покоями, и очень часто, если хотите, кладбищами. Могу сказать, что с наркопритонами и их содержателями наши сотрудники вели и будут вести борьбу. Еженедельно в стране ликвидируется от 80 до 100 наркопритонов. С начала года мы уже ликвидировали 3,5 тысячи таких злачных мест. Эту работу будем и дальше наращивать.

В Киргизии российской военной базе быть?

- Москвич Валерий звонит. Слышал, что люди, занимающиеся торговлей наркотиками, будут высылаться за пределы России. Как это будет происходить, а главное - когда?

- Не секрет, что много мигрантов под видом добропорядочных работников приезжают к нам в страну торговать наркотиками. Некоторые из них, пользуясь упрощенными процедурами, умудряются получить российский паспорт, что потом существенно облегчает им жизнь в качестве наркокурьеров. Они беспрепятственно могут «челночить» через границу и ведрами ввозить героин в страну. Есть факты, когда наркокурьеры, которых задерживали наши сотрудники, пересекали границу более ста раз в год! Мы выступаем за то, чтобы внести изменения в Закон о гражданстве и убрать льготные нормы. Еще один момент - высылка за пределы России. Здесь есть две позиции. Первая: если люди проходят по нашим базам данных как наркодилеры или их пособники, то въезд в страну для них должен быть закрыт. Второе: когда они уже находятся в России и занимаются или подозреваются в причастности к торговле наркотиками, ставится вопрос об их выдворении с дальнейшим табу на въезд в страну.

- Татьяна Турова, Ростов-на-Дону. У меня вопрос по Киргизии. Какие меры Россия может принять в связи с тем, что практически отсутствует пограничный контроль с бунтующей республикой?

- Мое предложение - создать российскую военную базу на территории Киргизии. Ее появление позволит развернуть более широкую работу по пресечению каналов поставки наркотиков через территорию этой страны. К сожалению, в минувшем году прежними властями Киргизии было принято два «судьбоносных решения». В феврале они ликвидировали подразделение в министерстве внутренних дел Киргизии, которое занималось борьбой с наркотиками. А в ноябре 2009-го закрыли агентство по борьбе с наркотиками. Так что ситуацию для наркобаронов создали достаточно благоприятную.

- Перспективы создания базы есть?

- Такое решение было, наш министр обороны выезжал на место. Но нужно еще проработать вопрос с киргизскими властями. Тем более это в их интересах. Не секрет, что Роза Отунбаева обращалась за помощью к России, ходатайствовала о размещении там вооруженного контингента. Но лучше это делать в мирное время, конечно. Заблаговременно и заранее.

За дикую коноплю - срок

- Светлана Ларченко, Ставропольский край. Является ли сушеная, дикорастущая, а не культивированная конопля наркотиком? И какое наказание грозит за сбыт 37 граммов такой травы? Мой гражданский муж был осужден впервые на пять с половиной лет строгого режима...

- Конопля содержит наркотическое средство тетрагидроканнабинол. Сбыт этого наркосодержащего растения в любом виде преследуется законом. Что касается тяжести наказания, о котором вы сказали, то здесь необходимо знать все обстоятельства уголовного дела.

- Это Ольга из Самары. Вы, наверное, знаете, что участились случаи аварий по вине водителей-наркоманов. Может быть, ФСКН России инициирует новый закон, по которому водителей будут проверять и на наркотики?

- Приведу такую цифру. В 2008 году были лишены водительских прав 31 тысяча человек, находившихся в состоянии наркотического опьянения. Примерно столько же их было в прошлом году. И это только те, кто, как говорится, попался. Реальную статистику сложно даже представить. Мы планируем оснастить специальными приборами сотрудников ГИБДД, которые будут выявлять первичные признаки наркотического опьянения. На Западе наркотестирование водителей - нормальное явление. Экспресс-тестер позволит в течение нескольких минут выявить, есть ли в его организме наркотики и какие - опиаты, каннабиноиды, метамфетамины... К слову сказать, работа по созданию отечественных тестеров уже ведется.

- Борис Васильев, Санкт-Петербург. Новая антинаркотическая стратегия рассчитана на десять лет. Почему так тянем? За это время целое поколение уйдет, мы его потеряем! Надо срочно ужесточить меры. Что конкретно делается уже сейчас?

- Согласен с вами. За 10 лет вымрет много народу. Заместитель генерального секретаря ООН Антонио Мария Коста, ответственный за борьбу с наркотиками во всем мире, прямо говорит, что в 2010 году от афганского героина на планете умрут 100 тысяч человек. Если мы не будем устранять эту угрозу оперативно, то только в России 30 - 40 тысяч наркоманов за год уйдут из жизни.

- Это заниженные цифры, только в Питере столько умирает...

- Возможно. Подход, связанный с тем, сколько наркобольных находится на учете в медучреждениях, примитивен. Нужна новая система мониторинга. Как раз этим мы будем заниматься, реализуя Стратегию государственной антинаркотической политики. И здесь важна работа всех: государственных органов, общественных организаций, религиозных конфессий, СМИ. А что касается ужесточения мер... Оптовых наркосбытчиков надо наказывать самым строгим образом. Я выступаю за пожизненное наказание