Дмитрий Михайличенко. Как российская пропаганда предлагает понимать патриотизм

На модерации Отложенный
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
 
 
© Фото с сайта kremlin.ru

 

Похоже, византийская социология получила задание актуализировать в общественном сознании значимость Дня народного единства. Провластные социологи приводят однотипные выкладки о том, что большинство россиян отмечают этот праздник, который связывается с освобождением от польской интервенции. А мнение об искусственном — точнее, политтехнологическом — происхождении праздника (как заменителе революционного 7 ноября) разделяется, как выясняется, меньшинством.

При этом еще совсем недавно были результаты замеров тех же византийских социологов, которые показали, что общество готово отказаться от трат на празднование Нового года или существенно их сократить. Однако, видимо, это не касается 4 ноября, которое надлежит отмечать и праздновать хотя и не помпезно, но патриотично и гордо.

Только вот излишнее превалирование контекста празднования Дня народного единства заставит думающих людей проводить отнюдь не желательные для власти исторические аналогии.

Среди них и Ливонская война, и многолетнее правление Ивана Грозного, в котором он укреплял свой режим власти, но уничтожал пассионарность государства и общества и, по сути, довел дело до Смутного времени. Спустя несколько десятилетий после завершения Ливонской войны поляки были в Кремле, а выгнать их удалось только благодаря народному ополчению и единению патриотов.

Впрочем, пропаганда на то и пропаганда, что в условиях доминирования в масс-медиа позволяет задавать нужную ей канву интерпретации и жестко индокринировать ее в общественное сознание.

Сейчас высокий уровень антизападных настроений — инвариант для властей, и они его будут поддерживать. События Смутного времени вполне подходят для этого.

Тем не менее текущая ситуация показывает, что патриотизм пропаганда предлагает понимать даже не как любовь к Родине, а как служение начальству и выполнение его поручений и пожеланий. То есть в том смысле, который был описан русским писателем Михаилом Салтыковым-Щедриным: «Под „бонапартистом“ я разумею вообще всякого, кто смешивает выражение „отечество“ с выражением „ваше превосходительство“ и даже отдает предпочтение последнему перед первым. Таких людей во всех странах множество, а у нас до того довольно, что хоть лопатами огребай».

Дмитрий Михайличенко, политолог, автор Telegram-канала Scriptorium