Массовая страсть к столице

На российские экраны выходит киноальманах под названием «Москва, я люблю тебя», собранный из восемнадцати новелл, снятых разными отечественными режиссёрами. В двух качествах – креативного продюсера проекта и одного из авторов – выступил Егор Кончаловский.

Нетрудно догадаться, что этот фильм – российский вклад в жанр урбанистической лирики, ставший весьма популярным в Америке и Европе. Знаменитые кинематографисты в своё время познакомили публику с проектами «Париж, я люблю тебя» и «Нью-Йорк, я люблю тебя». Почему же не объясниться в любви к такому мегаполису, как Москва.

Восемнадцать коротких, пятиминутных зарисовок, снятых восемнадцатью режиссёрами в основном по собственным сценариям, представили полную картину кинематографического мейнстрима. Егор Кончаловский рассказал, что изначально в проект было подано более ста заявок: «Мы не могли точно сделать подбор и решили брать режиссёров, которые недавно что-то сняли. Съёмки шли дольше, чем ожидалось. Получилась эклектика, потому что выяснилось: невозможно соединить новеллы из-за неорганизованности российских кинематографистов».



А по мнению критики, альманах показал, что «настоящего интереса к проблемам реальной жизни ни у кого из собранных режиссёров нет, ни Москвы, ни её жителей они не знают».

Пространство, в котором разворачивается действие фильма, сформировано сталинскими высотками. На их фоне или прямо в них происходят события большинства новелл. Так, в миниатюре «Высотка» (реж. Нана Джорджадзе, сценарий Квирикадзе) за окнами одной из квартир мечется персонаж Фёдора Бондарчука с наганом, не зная, как покончить с собой. А мы наблюдаем за ним благодаря телескопу, который приобрёл любитель подглядеть за чужой жизнью.

В новелле «Mosca ti Amo» (режиссер Касаткин) незадачливый итальянский любовник прячется на карнизе общежития МГУ, когда его девушка узнаёт о милицейском рейде. Камера с карниза показывает общий план – вот она, Москва! Но, выглянув в окно и увидев горе-любовника, мент, пришедший проверять регистрацию, вступает с ним в «преступный сговор» и говорит напарнику, что за окном никого нет. Москва, москвичи и любовь.