Демократия придет в 2016 году
Кто будет президентом после 2012 года - Владимир Путин или Дмитрий Медведев? Как выступит «Единая Россия» на выборах 2011 года, и получит ли она вновь конституционное большинство? Или же ее попросят «подвинуться», чтобы повысить роль так называемых оппозиционных партий, в том числе и тех, кто сегодня не представлен в нижней палате российского парламента? Сохранится ли после 2011-2012 годов правящий тандем?
Совершенно очевидно, что именно эти вопросы занимают сегодня большую часть политических аналитиков, политиков и журналистов. Заглядывать дальше им сегодня просто недосуг. Между тем, очевидно, что революционных изменений по итогам предстоящих выборов не ожидается. Кроме, пожалуй, одного – следующий президент России будет избран на шесть лет, а парламент – на пять. Таким образом, в следующий раз разница между парламентскими и президентскими выборами составит уже не один, а два. И, как и говорили представители администрации президента, когда парламент вносил поправки по срокам легислатуры депутатов и главы государства в конституционный закон, эти два крупных политических события будут «разведены». Парламентские выборы перестанут быть обычными праймериз перед всенародным избранием президента и обретут самостоятельную величину.
А это уже, как поговаривают в некоторых высоких властных кабинетах, может изменить к ним отношение. И есть несколько примеров того, что слухи о принципиальности не этой, а следующей избирательной кампании, имеют под собой некоторое основание.
Так, на минувшей неделе стало известно о новшествах в работе избирательной системы. Большого шума вокруг заявлений главы ЦИК Владимира Чурова, членов Центризбиркома Леонида Ивлева и Геннадия Райкова, презентовавших журналистам разрабатывающуюся к 2015 году новую систему обеспечения голосования, не было. Тем не менее, речь идет о революционных не только с технической точки зрения изменениях.
Как давно принято полагать в России, принципиально — не как проголосуют, а как посчитают. И у многих оппозиционеров предлагаемая автоматизация процесса выборов вызывает подозрения. Фактически, речь идет о том, что «все дороги приведут в ЦИК», то есть
При этом, однако, те, кто смотрит на автоматизацию с этой точки зрения, забывают о других ее достаточно существенных особенностях. В частности, о возможности дистанционного голосования. Как признают в ЦИК, такая возможность на предстоящих выборах 2011 года будет лишь у небольшого количества граждан, проживающих в труднодоступных районах или за рубежом, куда банально дорого гонять вертолет с урной для избирательных бюллетеней. Зато, как рассказал «Росбалту» Владимир Чуров, уже в 2016 году эта система может быть применена по всей стране, – если будет необходимая законодательная база.
По крайней мере, соответствующая целевая
Таким образом, как пояснил «Росбалту» член ЦИК Геннадий Райков, уже с 2015 года (срок, к которому реализация программы должна быть завершена) каждый гражданин России должен получить возможность проголосовать при помощи мобильного телефона. Ему потребуется только получить пин-код, заменяющий нынешнее бумажное открепительное удостоверение. Но и это сделать, вероятно, можно будет без явки в участковую избирательную комиссию по месту жительства, – достаточно электронного запроса, скорее всего, с цифровой подписью, удостоверяющей личность.
В рамках существующей российской избирательной системы, строящейся на регистрации по месту жительства, напрочь отсекаются от выборов процентов десять наиболее
Таким образом, первое существенное свидетельство о роли именно выборов 2016 года – это изменение электоральной базы. Второе – корректировка законодательной базы. Как отмечает заместитель директора Центра политической конъюнктуры России Алексей Зудин, с момента прихода на пост президента Дмитрия Медведева было произведено несколько незначительных, на первый взгляд, законодательных изменений, которые гарантируют представительство в региональных парламентах и на федеральном уровне малых партий, оппозиционных «Единой России». В том числе, и не имеющих сегодня мест в Госдуме. Таким образом, не то чтобы для партии власти создается конкурентная среда, но она лишается возможности превратиться в безраздельного гегемона, к чему в последние несколько лет складывались предпосылки.
Если вспомнить законодательные новации, которые ЦИК РФ подает как технологические, и поставить их в один ряд с изменением законодательства, связанного с деятельностью и представительством политических партий, то получается, что российские власти действительно ориентируются преимущественно не на выборы 2011 года, а на кампанию в 2016-м. Причем, как уже говорилось, по срокам следующие парламентские выборы на два года отодвигаются от президентских, и получается, что кто бы ни был в тот момент главой государства, его личная заинтересованность в победе партии власти также заметно снижается. Ведь в этом случае речь не идет о праймериз президентской кампании.
В итоге, с формальной точки зрения рисуется едва ли не идеальная картина «долгого транзита» к демократии. Правда, при этом непонятно, этот ли результат по итогам внедрения всех законодательных и технических новшеств намерены получить «на выходе» российские власти. Ведь даже если такие перспективные планы имеют место, сейчас им предстоит пройти через выборы 2011-2012 годов, и не изменится ли их взгляд на будущее по прошествии всего пары лет, – неизвестно.
Комментарии