Президент Венесуэлы объявляет войну частному бизнесу

На модерации Отложенный

Президент Венесуэлы Уго Чавес заявил, что бизнес-элита объявила ему войну и он принимает вызов. Эксперты ждут правительственной кампании по зачистке экономики от крупного капитала. По мнению наблюдателей, это может привести экономику страны к дефолту и связанным с этим огромным проблемам.

Венесуэла — государство, которое является, пожалуй, главным врагом капиталистических государств в южноамериканском регионе. Президент Уго Чавес едва ли не в каждой своей речи «изобличает» американское правительство во всех смертных грехах и открыто поддерживает Кубу и другие опальные режимы. Венесуэла также является фактическим спонсором всех своих союзников: благо нефти в стране достаточно, чтобы накормить всех «врагов Америки». Даже президент Белоруссии Александр Лукашенко добился от Чавеса кредита в размере 300 млн долларов. В России же Чавес покупал оружие, причём на миллиарды долларов. Но вот сейчас всем становится очевидно, что страна, несмотря на обилие нефти, из-за неумелого государственного управления катится в финансовую пропасть.

В своём телевизионном выступлении на государственном телеканале Чавес заявил, что крупный капитал объявил ему войну и он принял вызов. Глава Венесуэлы призвал трудовой народ к экономической войне против крупного капитала, который, по мнению Уго, мешает экономическому развитию в стране. Наблюдатели, однако, отмечают, что войну против крупного бизнеса начал сам Чавес, причём уже достаточно давно.

Сначала он одним указом национализировал все нефтедобывающие и перерабатывающие компании, назвав эту отрасль «стратегически важной для страны». В Венесуэле работали в том числе и американские компании, которые фактически без всякого на то юридического основания выдворили из страны. Затем он национализировал всю энергетическую отрасль страны — все электростанции. Результаты таких действий не заставили себя долго ждать. В этом году Венесуэла оказалась на грани энергетической катастрофы. Глава Минэнерго Анхель Родригес сказал, что страна на грани чрезвычайной ситуации. Металлургам приказали снизить потребление электроэнергии на 40%, госучреждениям по всей стране — на 20. На улицах Каракаса погасли фонари, что резко увеличило уровень преступности, моллы заставили работать с 9 утра до 11 вечера, и никоим образом не дольше. В 2009 году, по официальным данным, экономический спад в стране составил 2,9%. По неофициальным — в несколько раз больше.

Войну капиталу Чавес ведёт планомерно и весьма последовательно. В 2008 году он национализировал цементную промышленность страны — её также назвали «стратегической отраслью». «Мы не позволим иностранным компаниям вывозить из страны сырьё, необходимое для строительства домов, которых так не хватает нашим гражданам», — заявил он. Рынок этот на 50% контролировался мексиканской компанией Cemex, а ещё на 50% — фрацузской Lafarge и швейцарской Holcim. Незадолго до этого Чавес национализировал телекоммуникационную отрасль.

В начале этого года венесуэльский лидер взялся за банковскую сферу. В декабре 2009 года правительство этой страны взяло под контроль три частных банка, а в январе текущего — ещё четыре. Оставшиеся две финансовые организации страны были попросту закрыты. Это своё решение Чавес со свойственной ему непосредственностью объяснил заботой о вкладах населения, у которого якобы были претензии к работе банков. Кроме того, «в связи с недостаточно эффективной работой» в стране закрыли инвестиционные банки Baninvest и Banco real, Banco de Desarrollo.

15 декабря венесуэльский парламент принимает новый закон, согласно которому государство получило право беспрепятственно и без лишних проволочек вмешиваться в банковскую деятельность тех компаний, которые ещё не национализированы. Сейчас власти Венесуэлы контролируют около 25% банковского сектора страны, но явно намерены стать доминирующей силой в отрасли

Дальше — больше. В начале мая текущего года президент объявил, что заберёт у частников университет в своём родном западном штате Баринас. Заявление об этом он сделал в своём блоге в Twitter. Это Чавес тоже сделал «для всеобщего блага», дабы студенты могли учиться в нём бесплатно. До этого Министерство образования страны называло этот университет «аморальным и нелегально работающим». А уже во второй половине мая Чавес объявил о планах взять под государственный контроль все компании, связанные с обработкой металлов: алюминия, чугуна, а также все транспортные предприятия, их обслуживающие. Среди прочего в руки «социализма XXI века» отошла американская компания Norpro de Venezuela и сталелитейный завод аргентинской компании Tenaris. В каждом из описанных случаев правительство страны пыталось договориться с прежними владельцами о приемлемой цене продажи, однако, не достигнув консенсуса, решило их просто забрать. Без всякой компенсации. Чавес своим врагам предпочитает не платить никогда.

Предприниматели протестуют, как могут. Крупнейшая частная корпорация Венесуэлы «Фадекамарас», владеющая активами во всех значимых отраслях экономики, обратилась в международные защитные организации с просьбой надавить на Чавеса и прекратить беспредел. «Это политика, направленная на уничтожение частной собственности», — охарактеризовал работу своего правительства представитель компании.

Дошло до того, что венесуэльские военные, как некогда Красная армия в СССР, начали использовать инструменты продразвёрстки. Правительственные войска просто отобрали у компании Alimentos Polar, крупнейшего поставщика еды, 500 тонн продуктов. Захват стал очередным инструментом борьбы Уго Чавеса с дефицитом. Официальная позиция: еда, которой не хватает венесуэльцам, вывозилась в Колумбию. Представители компании всё отрицают, но вполне может быть так, что еду действительно экспортировали: в самой Венесуэле из-за жёсткого регулирования цен продавать её не выгодно.

Сейчас у Чавеса новый амбициозный проект: захват компании Empresas Polar. Это крупнейший в стране производитель продуктов питания. По мнению президента, EP завышает цены на продукты и довольствуется сверхприбылями, пока народ страдает, а также недоплачивает налоги, скрывая объёмы продаж. Кроме того, Чавес не скрывает свою личную неприязнь к главе корпорации Лоренцо Мендосе, который, по его мнению, собирается стать президентом, а потому уже сейчас начинает строить козни. Сам Мендоса от президентского кресла открещивается. Пару недель назад Чавес говорил о том, что попросту закроет принадлежащую компании пивоварню. «Что правительство собирается сделать с пивоварней? Я её закрою», — сказал диктатор. 22 мая Национальная гвардия арестовала у компании 132 тонны еды. Продразвёрстка только набирает обороты. Чавес также продолжает арестовывать офисы и земельные участки, принадлежащие компании. Эксперты полагают, что она просто будет национализирована. Сейчас страна на грани повального голода и всеобщей нищеты. Для жителей других стран, пытающихся строить «социализм XXI века», венесуэльский может послужить наглядным примером того, во что может превратиться даже богатая энергоресурсами держава, если её руководство придерживается позиции, согласно которой всё принадлежит народу.