Станут ли законодатели на защиту наркоинтересов?
На модерации
Отложенный
или «Как "крокодил" пенталгин сожрал».
А нам все «порецепту»?
Уже не первый раз МинЗдрав грозится выдать аптекам России предписание о запрете продажи кодеиносодержащих препаратов без рецепта. Все это обернуто в идею борьбы с легкодоступными самодельными наркотиками. В феврале в Красноярске пытались ввести подобные ограничения.
Всего пару лет назад, под разговоры о вреде самолечения, подобной мерой стращял федеральный МинЗдрав(СоцРазв). Но тогда быстро осознали, что число пациентов возрастет многократно и наши поликлиники просто физически окажутся не в состоянии увеличить отпуск рецептов в нужном объеме. Ведь миллионы людей принимают определенные «свои» лекарства помногу лет.
И это не совсем самолечение. Как правило, их в какой-то момент врач больному прописал. Помогло. И с тех пор эти люди помаленьку «кушают» пришедшиеся по «вкусу», а вернее, по заболеванию, лекарства. К примеру, обезболивающие: седалгин или пенталгин и т.п. То, что с трудом подобранное эффективное лекарство на так называемый «аналог» сменить далеко не просто, сами врачи подтверждают. А докторам теперь и вовсе станет не до вызовов. Об этом и тогда и теперь открыто сигнализируют сами медики в своих интервью. Все на выписку рецептов! Ведь кодеин входит в состав очень многих препаратов, например в состав средств от примитивного кашля. Так, что теперь толпы страждущих рецепта смогут вместить стены далеко не каждой поликлиники! И это не говоря о потере времени.
-Если до сих пор мать семейства после работы заскакивала за лекарствами для семьи в аптеку после булочной, - считает председатель общественной организации инвалидов «Новая Грань» Светлана Соколова, - то теперь нужно будет ухитриться удрать с работы и получить рецепт. А когда и как? В 2008-м посчитали, осознали объемы спада в фармообороте. Возможно, поняли, что при таких убытках фармацевтам России дешевле скинуться и «прописать» себе новых руководителей. Осознав это, или в силу еще каких-либо причин, но тогда от идеи «ужесточения контроля кодеиносодержаших…» тихонько отказались.
И вот, новая волна. Разговор, что из капель и таблеток наши «химические Али» научились готовить какого-то «крокодила» (это ни в коем разе не намек на чьи-то восточные корни. Возможно, что тут «дурь вываривают» Игорьки да Сашеньки?) Дурь опасна и мгновенным привыканием и по своему разрушительному воздействию на организм. Как признают в телеинтервью сами наркоманы: «потому и «крокодил», что человека он махом сжирает!» Как сделать «дурь» из лекарства, того же пенталгина, к примеру, содержащего в составе кодеина 0,008г - не спрашивайте, не знаю! Удивительно, что никто не предписал торговать по рецептам … ацетонам. Вот был бы удар по нарко производству. Без этого компонента нарковарам хана!
А что нам Запад?
А пока МинЗдрав края пытался запретить торговать лекарствами от кашля без рецепта. Говорят на Западе это нормальная практика. Может быть. Но, там рецепты больным могут продлить и переслать по факсу или через Интернет. А в схожих с нашими условиях Украины подобные меры, по свидетельствам из-за Днепра, привели к исчезновению дешевых кодеиновых лекарств.
Аптекам оказалось проще отказаться от торговли этой рецептурной группой лекарств. И мы пошли этим путем?
Давайте проведем поверхностный анализ данной ситуации и «прикинем» последствия такого шага. Вывод первый. Рецепт, необходимый, для получения лекарства простой, так называемый 107-й формы. Он дается врачом на месяц его в аптеке смотрят и возвращают. То есть этот рецепт не являются документом строгой отчетности. Знать наверняка, было лекарство продано по рецепту или нет – невозможно. Аптека рискует некоторым штрафом, если попадется при контрольной закупке. И вот он, первый вывод – вполне вероятно, что лекарства из запрещенного списка будут по прежнему поступать в продажу, но через некоторое время исчезнут с прилавков. Их скупят те, кто легко может по звонку заказать у знакомого врача рецепт и скупить сразу много лекарств (про запас). А также те, на борьбу с кем эта запретительная мера и направлена – сами «крокодиловые» фабриканты. Они могут просто купить рецепты, а затем и лекарства. А у «заднего крыльца», вероятнее всего, лекарства можно будет купить и без рецепта (мы помним, рецепт отнюдь не строгий) Просто придется кому-то переплатить. Результат – «крокодил» станет малость дороже, но его количество не сократится.
Вывод второй. Кому выгодно подобное «ужесточение» и «борьба с наркоторговлей» подобными однобокими методами? Для начала спросим, кого мог испугать пенталгиновый «крокодил»? Общество в целом? Ровно в той мере, в какой пугает нормальных сознательных граждан любой незаконный оборот наркотиков. Но появление «бодрящих» таблеток в дискотеках или «нашвая» в школьных туалетах никого особо не подвигли на «меры по ужесточению…» Тогда в чем теперь причина? В цене. Цена местного «крокодила» в несколько раз ниже, чем стоимость «сертифицированного» зарубежного героина. Похоже на то, что появление дешевого «крокодила» оказалось для героиновых баронов опаснее, чем все «отделы по борьбе…»
И вот запрет на отпуск без рецепта «кодеиносодержащих препаратов». Кому он на руку? Пусть вывод сделает читатель. Спустя две недели после этой публикации в СМИ не продуманное решение в крае было отменено. Юристы не дремали. Антимонопольщики не молчали.
Совершенно очевидно, что о страданиях больных в этой ситуации вообще никто не думал. Дело в том, что уже упомянутый пенталгин, употребляют множество больных людей. Особенно опорники. От головных болей, достающих треть нашего экологически «чистого» города, красноярцы зачастую спасаются ими же, «кодеиносодержащими». Женщины их нередко принимают «в особый период». А куда же теперь болезным без них? За рецептом. Но упрощенной, не особо хлопотной процедуры их выписки, краевой МинЗдрав не предлагает. Так что, МинЗдрав предупреждает - теперь лучше не кашлять!
Странно все это. Инвалиду платят пенсию, поскольку его физическое состояние не позволяет ему ходить на работу. А за рецептами, за справками носиться его физсостояние обязано позволять! Однако, на днях в федеральных СМИ активно заговорили о возможности введения запрета на не дорогие и эффективные лекарства «с верху». Очевидно, что наркоманов меньше не станет от столь однобокого подхода к решению многосложной проблемы. А вот проблем с лечением болевых синдромов у больных станет не измеримо больше!
Сергей Баршай.
Комментарии