Как русские решили купить Karstadt
На Западе от российских инвесторов ждут разрушения всех положительных достижений предыдущего менеджмента.
Группа питерских бизнесменов, о которых известно, что они владеют несколькими гостиницами в Петербурге и занимаются лесом, подала заявку на приобретение одной из старейших и известнейших сетей универмагов Германии – Karstadt. Эта сеть, конечно, сейчас не в самом лучшем состоянии. Но все же не думаю, что там дела настолько нехороши, чтобы этой сделке было суждено состояться.
Позволю себе небольшое лирическое отступление. По этому поводу мне вспомнился недавний визит в Германию, в Берлин, на так называемые «зеленые недели». Это выставка производителей всяческих органических и экологически чистых продуктов. Я бываю там ежегодно и хочу заметить, что наш стенд всегда можно найти. Вот идешь вдоль рядов среди благообразных бюргеров и над всей выставкой несется что-то разухабистое вроде: «Идет казак вдоль речки». Это так презентуют себя наши на выставке, только со своим набором органических продуктов: водкой, олениной и кубанским хором. Спрашиваю: «Ну вы хоть заключили какие-то договоры? Ради чего ехали-то, отбили затраты на кубанский хор?» А мне в ответ предлагают не мелочиться, дескать, нечего сразу о деньгах говорить.
Примеров, когда российские предприниматели покупали какой-то западный бизнес, не так уж и мало. Наиболее свежая история – с главой «Конверс групп» Владимиром Антоновым и SAAB. В 2007 г. сенатор Сергей Пугачев приобрел французскую сеть гастрономических бутиков Hediard. Пять лет назад концерн «Калина» купила долю в немецком производителе косметики Dr Scheller. И самая давняя история – когда сын банкира Смоленского купил британского производителя машин TVR. Если помните, он разорился. Антонову, насколько известно, так и не удается прийти к соглашению с GM по поводу своего участия в капитале завода. Незаметно и что Hediard получила какой-то дополнительный импульс после сделки в 2007 г. Из всего перечисленного, наверное, именно история с Dr Scheller – это единственный случай, где новый менеджмент с большим уважением отнесся к сложившейся корпоративной культуре, и, постепенно увеличивая свою долю в компании, создал дополнительную стоимость бренду.
Неудивительно, что в итоге от нас ждут разрушений всего того положительного, что накоплено предыдущим менеджментом. Мы сами часто неадекватны в глазах западного человека. И нет ничего удивительного, что к нам до сих пор относятся как к мало предсказуемым людям.
Я прекрасно понимаю, почему вот такой российский бизнес тянется к западным компаниям вроде Karstadt. Для наших бизнесменов с туманной историей накопления первоначального капитала такой шаг, как приобретение известной западной компании, – очень даже логичный. Они не в состоянии создать с нуля белую и большую компанию. Причем в силу разных причин: нехватки образования или специфичных деловых навыков. Я не хочу ничего сказать об этом конкретном случае, но мы все с вами прекрасно знаем, что основные деньги у нас добываются на «распиливании» бюджетов. И рано или поздно ситуация требует обеления истории. При этом именно немецкий бизнес выглядит очень привлекательным. Он хорошо отстроен и структурирован с точки зрения бизнес-процессов, финансового менеджмента, отчетности. Он прозрачен и вполне на плаву.
Возвращаясь к истории с Karstadt. То, что никто на внешнем рынке не может определить, откуда у потенциальных покупателей сети универмагов появились на это деньги, любого насторожит. На Западе тоже хватает примеров закрытого бизнеса. Но, во-первых, там его не так легко раскрутить, как у нас, равно не так легко и утопить. А, во-вторых, закрытость там несколько иного свойства. В случае с российским бизнесом западный предприниматель знает, что особо в России денег нет, и они могут взяться либо «из трубы», либо бюджетных «распиливаний».
Karstadt – один из старейших и известнейших розничных брендов в Германии. И на фоне остальных претендентов на покупку этой сети (две инвесткомпании, Triton и Berggruen Holdings, а также консорциум Goldman Sachs и Highstreet – владелец торговых площадок, на которых располагаются универмаги Karstadt) наши бизнесмены с активами в лесной переработке и несколькими гостиницами в Питере смотрятся довольно экзотично. Помимо денег ведь нужна еще и хорошая история. А так, наскоком, как бы не вышло так, как будто кубанский хор грянул в тишине старинной европейской библиотеки.
Комментарии