Медведева попросили возобновить расследование Катыни

Международное правозащитное общество \"Мемориал\" опубликовало открытое письмо президенту Дмитрию Медведеву, в котором критикуется работа Главной военной прокуратуры РФ по расследованию катынского дела. Авторы письма просят президента приказать Генеральной прокуратуре РФ провести проверку качества этого расследования.

В частности, \"Мемориал\" настаивает, что в рамках дела должны быть поименно названы все потерпевшие, а также установлены все виновники массовых расстрелов, включая высшее руководство СССР, и дана \"адекватная юридическая квалификация их деяний\". Кроме того, предлагается рассмотреть вопрос о возобновлении расследования катынского дела, закрытого в 2004 году.

Как следует из письма, персональное перечисление всех расстрелянных поляков необходимо, чтобы все они были признаны жертвами политических репрессий и могли быть реабилитированы.

Кроме того, правозащитники считают, что неверно возлагать ответственность за расстрелы лишь на сотрудников НКВД, деяния которых были квалифицированы как превышение власти, приведшее к тяжким последствиям.

Как говорится в письме, \"Главная военная прокуратура сознательно исключила высшее партийно-государственное руководства СССР из числа соучастников\" и \"демонстративно проигнорировала решающее участие в преступлении Сталина, Молотова и других, давших санкцию на расстрел польских граждан\".

В заключение авторы письма пишут, что полное расследование катынского дела необходимо как для нормализации российско-польских отношений, так и для того, чтобы \"тень сталинских преступлений не ложилась на современную Россию\".

Дело о гибели 14 тысяч пленных польских офицеров, расстрелянных на территории СССР весной 1940 года, было возбуждено в 1990 году. Спустя 14 лет Главная военная прокуратура официально прекратила расследование, посчитав, что погибших нельзя считать жертвами политических репрессий и указав на то, что исполнители преступления - сотрудники НКВД - давно мертвы.

Родственники расстрелянных офицеров пытались опротестовать решение прокуратуры в российском суде, но безуспешно.