Джеффри Сакс: Помощь на развитие в пять простых шагов
Все страны (и богатые, и бедные) должны обеспечивать всеобщую доступность основных медицинских услуг, в том числе безопасные роды, питание, вакцинацию, борьбу с малярией и клинические услуги. Ежегодно почти 9 миллионов детей умирает от условий, которые могут быть предотвращены или исправлены, и почти 400 000 женщин умирают вследствие осложнений при родах.
Почти все данные случаи происходят в беднейших странах мира. Прекращение дальнейших смертей не только приведёт к снижению страданий, но и станет стимулом роста экономического благосостояния в бедных и нестабильных обществах.
Главным препятствием в решении данной проблемы является то, что беднейшие страны мира не способны финансово обеспечить всеобщую доступность основных медицинских услуг, несмотря на то что их стоимость на душу населения крайне невысока. Благодаря использованию иммунизации, современной медицины, новейших средств диагностики, мобильных телефонов и других новых технологий, всеобщие основные медицинские услуги стали сегодня высокоэффективными и совсем недорогими: в беднейших странах их стоимость в год на человека составляет примерно 54 доллара США.
Однако по причине крайне низких доходов беднейшие страны могут позволить себе расходовать лишь около 14 долларов на человека из своих государственных бюджетов. Чтобы восполнить остальные примерно 40 долларов на человека в год, им необходима финансовая помощь из-за границы. Поскольку основные медицинские услуги по-прежнему недоступны приблизительно 1 миллиарду бедняков, общая необходимая сумма равна примерно 40 миллиардам долларов в год. Иностранные «доноры» (в том числе США, ЕС и Япония) в настоящее время предоставляют 1/3 данной суммы – около 14 миллиардов долларов в год.
Остающийся ежегодный дефицит финансов составляет, таким образом, около 26 миллиардов долларов США. Данные деньги позволили бы ежегодно спасать жизни многих миллионов матерей и детей.
Это не такие уж большие деньги для богатых стран, однако они их не предоставляют. Самый очевидный дефицит наблюдается в финансировании Всемирного фонда по борьбе со СПИДом, туберкулёзом и малярией – всемирной организации помощи беднейшим странам мира в борьбе с данными смертельными заболеваниями. Всемирному фонду отчаянно не хватает денег, однако администрация Обамы и правительства других стран не реагируют на данную его финансовую потребность.
Богатые страны могут легко найти такие деньги. Во-первых, США могут прекратить свою дорогостоящую и неудачную войну в Афганистане, которая стоит около 100 миллиардов долларов в год. Если бы США выделили хотя бы незначительную часть из этих 100 миллиардов долларов для помощи на развитие в Афганистане, это было бы гораздо более эффективным средством для достижения мира и стабильности в этой истерзанной войной стране.
Например, США могут выделить в год 25 миллиардов долларов для помощи на развитие и ещё 25 миллиардов долларов для всемирного здравоохранения, и при этом сохранить 50 миллиардов долларов в год для сокращения бюджетного дефицита в США. Афганистан и, следовательно, США, станут гораздо безопаснее, мир станет гораздо здоровее, и экономика США сильно выиграет.
Второй подход заключается во введении налога на крупные международные банки, получающие избыточные прибыли от своей спекулятивной торговли. Даже после того, как финансисты Уолл-стрит чуть не разрушили мировую экономику, правительство США холило и лелеяло их, позволив им в прошлом году вернуть себе прежний уровень прибылей – возможно, около 50 миллиардов долларов.
Банкиры снова выплатили сами себе огромные премии – более 20 миллиардов долларов за 2009 г. Эти деньги должны были достаться беднейшим людям мира, а не банкирам, которые, конечно же, их не заработали.
Настало время введения международного налога на прибыли банков (возможно, в виде сбора по международным финансовым сделкам), который принесёт десятки миллиардов долларов в год. Настаивая на введении подобного налога, развивающиеся страны не должны соглашаться с неубедительными отговорками США и других стран о необходимости защиты их банков.
Третий подход заключается в увеличении взносов богатейших людей мира. Некоторые из них, в том числе Билл Гейтс, Джордж Сорос, Уоррен Баффетт и Джеффри Сколл уже стали мега-филантропами, выделяя огромные суммы на благо всего мира. Однако другим мультимиллиардерам ещё только предстоит сделать сопоставимые пожертвования.
Согласно самому последнему списку журнала Forbes в мире насчитывается 1011 мультимиллиардеров, общее состояние которых составляет 3,5 триллиона долларов США. Это означает, что если каждый мультимиллиардер выделит 0,7% своего состояния, общая сумма составит 25 миллиардов долларов в год. Только представьте – 1000 человек может обеспечить основные медицинские услуги для миллиарда бедняков.
Четвёртый подход заключается в участии таких корпораций, как Exxon-Mobil, которая ежегодно зарабатывает в Африке миллиарды долларов, но, согласно одному из онлайн-отчётов корпорации, потратила с 2000 по 2007 гг. лишь около 5 миллионов долларов в год на программы по борьбе с малярией в Африке. Корпорация Exxon-Mobil может и должна выделять гораздо больше средств на обеспечение остро необходимых потребностей континента в основных медицинских услугах, будь то плата за право пользования недрами или с помощью корпоративных филантропических пожертвований.
Пятое – новые страны-доноры, такие как Бразилия, Китай, Индия и Южная Корея, обладают пониманием, стремлением, экономической динамикой и дипломатическими интересами для расширения своей помощи беднейшим странам, а также беднейшим регионам своих собственных стран. Если США и Европа слишком небрежны для того, чтобы сделать свою часть работы, новые страны с крепнущей экономикой могут взять эту работу на себя и сделают так. К счастью, данные новые «доноры» становятся в Африке партнёрами, которым доверяют.
Богатый мир говорит о том, что ему недостаёт денег, чтобы сделать больше, но недостаёт ему воображения, а не ресурсов. США должны перевести свои расточительные военные расходы на новое финансирование здравоохранения. Мир должен ввести международный банковский налог. Мультимиллиардеры должны стать филантропами. Нефтяные корпорации должны выделять больше средств. Новые страны-доноры, такие как Китай, могут восполнить финансовую недостачу, оставленную традиционными странами-донорами.
Деньги есть. И они требуются срочно. Их выделение ‑ проблема нравственного выбора и понимания.
Джеффри Д. Сакс – профессор экономики и директор Института Земли при Колумбийском университете.
Комментарии