Эксперт: Сибирь краснеет на глазах

Вслед за Иркутском коммунисты взяли власть в Братске. 

Вслед за Иркутском единороссы потерпели оглушительное поражение на выборах мэра второго по размерам города области – Братска. Согласно предварительным данным, новым главой города станет кандидат от КПРФ — технический директор ООО «Электрокомплект» Александр Серов (по данным горизбиркома, он набирает 39,71% ). Результаты кандидатов от партии власти Сергея Гришина и Александра Доскальчука (в настоящий момент является исполняющим обязанности мэра) — 16,8% и 21,76% соответственно.

На очередной провал в партии уже отреагировали. Первый заместитель секретаря президиума генсовета партии по вопросам региональной политики Сергей Неверов заявил, что руководство «Единой России» в ближайшее время обсудит положение дел в иркутском региональном отделении партии и, возможно, сделает соответствующие оргвыводы.

В чем причины поражения «Единой России», рассуждает политолог Александр Кынев.

«СП»: – Александр Владимирович, почему Иркутская область краснеет на глазах?

– То, что происходит с Иркутской областью – это просто переход, по диалектике, количественных изменений в качественные. В регионе третий подряд губернатор, Дмитрий Мезенцев, который, по сути, там никогда не жил, и решения принимают исходя из чисто московских раскладов, внутрикорпоративных отношений, которые не имеют с интересами населения ничего общего. В этой ситуации запас прочности каждого следующего губернатора сокращался, соответственно, время ожиданий электората тоже сокращалось. В итоге попытка навязать людям совершенно неприемлемые кадровые варианты на выборах мэра Иркутска бумерангом ударила и по Братску.

То, что произошло в Братске – расплата за Иркутск. Человек, который снимал Серебренникова с Братска, где он только что избирался мэром, и буквально через два месяца ушел в отставку, чтобы баллотироваться на пост мэра в Иркутске, человек, которому пришла в голову эта идея – не понимает в Иркутской области ничего вообще.

Справка «СП»

Досрочные выборы мэра в Братске пришлось проводить из-за того, что экс-глава города Сергей Серебренников оставил свой пост ради участия в кампании по выборам мэра города Иркутска.

В марте этого года «Единая Россия» решила выдвинуть его в качестве своего официального кандидата на должность главы регионального центра, однако в партии не учли настроения горожан, которые не хотели видеть на этом посту пришлого человека.

В результате сначала в лидеры гонки выбился самовыдвиженец, но член «Единой России» — Антон Романов, а после того как партия добилась его снятия с выборов, борьбу за кресло мэра Иркутска выиграл кандидат от КПРФ Виктор Кондрашов.

«СП»: – В чем специфика региона?

– Братск и Иркутск – совершенно разные города, с разными элитами и определенной историей межэлитного противостояния и конкуренции. Кроме того, совершенно очевидно, что для Иркутска болезненна тема Байкала, где главным загрязнителем выступает Байкальский ЦБК, который принадлежит г-ну Дерипаске, а как раз структуры Дерипаски являются главными экономическими субъектами Братска. Не являлась никаким секретом тесная связь Серебренникова с Дерипаской. Получалось, в Иркутск пытались навязать, во-первых, человека из Братска, во-вторых, человека, связанного с Дерипаской, который для жителей города олицетворяет проблемы хищнического отношения к Байкалу. Рассчитывать, что это могло кончиться чем-то, кроме полного провала, на мой взгляд, могли только люди совершенно неадекватные, и ничего не понимающие ни в регионе, ни в массовой психологии. Они считают, что могут решить, что угодно, а люди вокруг – статисты, которые проглотят любое решение, принятое за них в кабинетах. Иркутск показал, что с этим регионом так поступать нельзя.

Кстати, Иркутск всегда был регионом фрондерским, этому можно найти и исторические корни, тех же декабристов. Выборы там всегда проходили демократичнее, чем в остальной России. Конечно, с точки зрения самого региона, снижение демократичности там есть, но на остальном фоне разница очень большая. Это доказали и выборы в Заксобрание Иркутской области, и выборы мэра Иркутска, и вот теперь – мэра Братска.