Не даете митинговать - получайте флэшмоб
Эти камеры фотографируют номера машин, водители которых пренебрегают красным светом светофоров при пересечении улиц. А в других городах недавно прошли скоротечные протестные акции против закона, запрещающего водителям машин, сидя за рулем, пользоваться мобильными телефонами. Такие мероприятия не имеют никакого специфического названия, как, например флэшмоб. Их организаторы не нуждаются в получении разрешений от муниципальных властей. В целях сохранения порядка демонстранты охраняются полицейскими патрулями.
Иная ситуация складывается, когда в том или ином городе намечаются массовые демонстрации. Такие, как демонстрации защитников окружающей среды, протестующие против сооружения ядерных электростанций. Или акции сторонников и противников абортов, почти каждый раз возникающие при рассмотрении судебными инстанциями дел о нарушении закона, запрещающего аборты на третьей стадии беременности. Или такие, как недавние демонстрации, предшествовавшие принятию закона о всеобщем страховании здоровья граждан страны. Они прошли во многих городах, а демонстранты требовали от правительства выделения еще больших средств на страхование здоровья пожилых людей. Такого рода демонстрации затрагивают интересы подавляющего числа жителей США. И участвуют в них не сотни, а тысячи человек. Они длятся часами и, как правило, прерывают движение транспорта на центральных городских улицах, а порой сопровождаются буйствами и хулиганством.
В такого рода демонстрации правительство страны не вмешивается, поскольку не имеет на это права. Контролирующими инстанциями в данном случае являются муниципальные власти города, где проходят подобные демонстрации, а также городские полицейские.
Закон требует от муниципальных властей выдачи организаторам массовых демонстраций официальных разрешений на их проведение. В них обязательно указывается приблизительная численность демонстраций, их цели, дата и время проведения, маршруты. Это позволяет городским властям заранее отрегулировать движение на дорогах и подготовить необходимое число полицейских патрулей. Процедура выдачи разрешений на проведение массовых демонстраций чрезвычайно проста. Их организаторы (будь то представители политических партий страны, гражданские активисты или правозащитники) заблаговременно подают свои петиции в муниципальные органы. А чиновники выдают разрешения без промедлений. Исключения составляют случаи, когда планируемые демонстрации носят унизительный характер и могут содержать оскорбления национальных меньшинств или призывать к поддержке террористических, фашистских и националистических организаций.
Борис ВИНОКУР, Чикаго
В ИЗРАИЛЕ ТОЛЬКО ИНОСТРАНЦЫ НЕ ИМЕЮТ ПРАВА ПРОТЕСТОВАТЬ
Если бы международное сообщество объявило конкурс на звание страны, в которой больше всего происходит протестных акций, причем даже не на душу населения, а в абсолютных цифрах, то Израилю трудно было бы составить конкуренцию. Но если вы полагаете, что больше всех здесь митингуют и выходят на демонстрации представители арабского меньшинства, левые против правых, «олимы» (новоприбывшие) против «сабров» (коренных граждан), гомосексуалисты против гетеросексуалов, то вы ошибаетесь. Чаще всего свое недовольство на улицах и площадях израильских городов выражают ортодоксальные силы, любви ни к светскому, ни к религиозному сионизму не питающие. Современный Израиль – светское государство, в законодательстве которого присутствуют только отдельные элементы религиозного права. Причем не только иудейского, но и мусульманского и христианского. Ультраортодоксы же убеждены, что Израиль возродит Мессия, а нынешние сионисты браться за это не имели права.
Однажды я совершенно случайно принял участие в контрдемонстрации в столичном районе Шмуэль а-Нави, по соседству с кварталом Меа-Шеарим, в котором живут иудейские ультраортодоксы. В тот день иудейские ультраортодоксы требовали того же, что и придерживающиеся крайних взглядов мусульмане. А именно – раздельных для женщин и мужчин автобусов. Среди возмущенных нелепыми требованиями ультраортодоксов были, кстати, и просто ортодоксы. Все прошло вполне мирно, хотя обе стороны покричали всласть. Полиция, конечно, была начеку, но работы для нее в тот день не нашлось.
Я не преминул спросить организаторов демонстрации и контрдемонстрации, получили ли они разрешение на их проведение. И понял, что вопрос их смутил. Тогда я переадресовал его офицеру полиции, который без каких-либо промедлений назвал номера разрешительных документов, выданных мэрией. Более того, он сообщил мне и о датах еще двух или трех протестных акций, которые намеревались провести уже и не помню какие партии или движения.
В принципе получить разрешение на проведение шествий, демонстраций, митингов в еврейском государстве нетрудно. Отказ государственных структур может быть расценен как нарушение закона о свободе слова, печати и собраний (в точном переводе с иврита – «свободе мысли и мнений»). В этом случае обиженная сторона может инициировать судебный процесс. Другой вариант – пожаловаться государственному контролеру. Исключения тоже есть. По закону демонстрации не могут организовываться иностранными гражданами. Также власти могут аннулировать выданное разрешение, если станет известно, что большинство участников демонстрации не имеют израильского гражданства.
Валентин БОЙНИК, Иерусалим
НА УКРАИНЕ ПРОШЕЛ ФЛЭШМОБ, ПОСВЯЩЕННЫЙ РЕПРЕССИРОВАННЫМ ГЕЯМ
По украинскому законодательству массовые мероприятия на майдане Независимости в центре Киева можно проводить только в дни общегосударственных праздников. Если лицо или политическая организация хотят провести массовую акцию в другой день, они должны получить согласие от зампредседателя мэрии. Раньше с этим практически не было проблем, однако в последнее время они возникают достаточно часто, что позволяет представителям оппозиции, в частности лидеру БЮТ Юлии Тимошенко, говорить о том, что демократические свободы, завоеванные оранжевой революцией, теперь быстро разрушают, ограничивая свободу прессы и запрещая оппозиционные демонстрации. С ней согласны большинство украинских политиков, недовольных действиями нынешней украинской власти. По их мнению, весьма показателен в этом смысле запрет Киевского окружного административного суда на проведение акций протеста во время визита президента РФ Дмитрия Медведева. Суд мотивировал свое решение желанием избежать массовых беспорядков во время визита российского лидера 17–18 мая, которые, по мнению судьи, могли возникнуть между представителями разных политических взглядов. Также введение запрета обосновывалось законом «Об основах национальной безопасности Украины», в котором есть пункт, предусматривающий «своевременное выявление, предотвращение и нейтрализацию реальных и потенциальных угроз национальным интересам».
И если в понедельник оппозиции удалось провести акцию протеста «против сдачи украинской властью национальных интересов», то уже на следующий день правоохранители не позволили Всеукраинскому объединению (ВО) «Свобода» пикетировать «красный корпус» Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где состоялось выступление президента РФ. Около 15 человек собралось во вторник у памятника Тарасу Шевченко. Однако милиция попросила их уйти, объяснив это тем, что в Киевской администрации не было официальной заявки на проведение акции. В ответ активисты не стали разворачивать национальные флаги и флаги объединения, но пообещали выяснить, почему произошло недоразумение, уверяя правоохранителей, что заявку они подавали.
Пресс-служба ВО «Свобода» подчеркнула, что расценивает «преступные действия МВД как очередную попытку режима Януковича запретить мирные собрания в стране». Замглавы Киевской горорганизации ВО Руслан Андрийко пообещал пожаловаться на действия правоохранителей в прокуратуру.
Что касается флэшмобов, то они весьма популярны на Украине и законодательно никак не регулируются. Из ярких флэшмобов последних дней можно вспомнить «Лыжи на асфальте» в рамках «Белорусской весны» в Киеве (10 мая): под музыку советских спортивных маршей участники соревновались за Кубок Лукашенко – известного почитателя лыжероллеров. А в рамках Всемирного дня противодействия гомофобии – 17 мая – Николаевская ассоциация геев, лесбиянок и бисексуалов провела флэшмоб в память о «коллегах» – жертвах политических репрессий. А накануне майских праздников в рамках всеукраинской социальной акции «Улыбка объединяет Украину!» на Майдане в Киеве прошел флэшмоб, участники которого создали три масштабных фигуры – смайлик, карту страны с улыбкой посредине и надпись «Украина». Цель акции, которая прошла под лозунгом «Ты – часть позитивной Украины!» – объединить украинцев при помощи улыбки, позитива и толерантности.
Яна СЕРГЕЕВА, Киев
Комментарии
Как говорится, "кто девушку ужинает, тот ее и танцует"...