\"Южный поток\": универсальное средство шантажа
Комментируя нынешнее изобилие возникших вдруг совместных украинско-российских «проектов» и предложений, президент РФ Дмитрий Медведев перед своим визитом в Киев, казалось бы, совершенно логично заявил, что в сотрудничестве каждая сторона должна преследовать свои интересы. «Это должно делаться исходя из наших национальных интересов - и российских, и украинских, сообразуясь с нашими представлениями о том, что мы хотим, на абсолютно прагматичной основе, но в то же время понимая, что между нашими странами существуют особые отношения», - сказал он.
Что такое «особые отношения» - остается предполагать. Изучая предложения с обеих сторон, звучащих под маркой «сотрудничества», поневоле делаешь вывод: очевидно, они состоят в том, чтобы отдать как можно больше стратегических отраслей и предприятий Украины под управление России. Именно из этой серии, например, получившее серьезный резонанс на берегах Днепра предложение Путина объединить НАК «Нафтогаз Украины» и «Газпром».
Говоря о «газовом сотрудничестве» с Киевом, Москва оперирует «страшилками», усиленно использовавшимися в диалоге с предыдущей («антироссийской») украинской властью. В первую очередь - своим проектом строительства трубопровода «Южный поток» для поставки углеводородов в Южную Европу через Черное море в обход Украины, что делает ненужной для россиян и европейцев украинскую ГТС.
В Украине традиционно привыкли этих страшилок пугаться, делая соответствующие выводы, и склоняясь к решениям, в т.ч. идущим вразрез с национальными интересами - мол, а то, если угрозы осуществятся, в итоге ущерб для Украины будет еще большим.
То, что эти же аргументы идут в ход при разговоре и со сверхлояльной к Кремлю командой Януковича, свидетельствует о том, что российская власть:
1) будет использовать шантаж в диалоге с Украиной вне зависимости от степени лояльности к ней того или иного украинского правительства, поскольку иного способа развития взаимоотношений с Киевом в Москве просто не знают и знать не хотят,
2) в России трезво оценивают шансы Януковича (а с ним - и нынешней политики украинской власти по сдаче национальных интересов в угоду Москве) на получение хотя бы символической поддержки украинского общества. Проще говоря, в Кремле ясно понимают, что нынешние прогибы под него Киева - явление весьма временное, поскольку ни одно нормальное общество не может долгое время терпеть подобное разбазаривание страны.
В России указывают, что участие Украины в совместных «газовых проектах» с Россией чуть ли не спасет украинскую экономику, которая якобы целиком и полностью зависит от экспорта российского газа в Европу, от полного краха. В Киеве, между тем, понимают угрозу, исходящую от «Южного потока» (не думаю, что тут какую-то роль играют национальные интересы - просто «сидение на трубе» давно стало любимым занятием украинских олигархов). Попытки украинской власти заинтересовать Россию участием в модернизации украинской ГТС особого энтузиазма не вызвали. Оно и понятно - в Кремле не хотят довольствоваться сомнительными дивидендами, настроившись на получение «всего, и сразу».
Развивая логику шантажа Украины «Южным потоком», в России, по старой привычке, воздействуя на общественное мнение, пытаются и провалы в своей стратегии выдавать за победы. В случае с «информационно управляемым» российским обществом проблем в этом нет вообще, да и значительная часть украинцев, получающая информацию из российских СМИ, а т.ж. российских в Украине и украинских, освещающих события в России из российских источников, ведется на подобные трюки, которые по сути являются старыми добрыми информационно-психологическими акциями.
Последний яркий пример. После визита президента РФ Дмитрия Медведева в Турцию и переговоров 12 мая, вице-премьер РФ Игорь Сечин на заседании президиума правительства заявил, что двусторонние документы РФ и Турции по строительству \"Южного потока\" будут полностью согласованы в ноябре с.г. Он уточнил, что речь идет в том числе и о разрешительных документах. Турецкая сторона подтвердила реализацию проекта \"Южный поток\", сказал И.Сечин. \"Премьер-министр Турции прямо заявил, что в ноябре необходимые документы будут выданы, чтобы разрешить начало строительства\", - отметил он.
Таким образом, Россия с уровня своего вице-премьера «вбросила» в уши российского и серьезной части украинского общества постулат: Турция «добро» на «Южный поток» дает, все решено, трубопровод будет строиться. Дескать, дело осталось за мелочью - официальным разрешением Турции (на прокладку трубопровода в ее исключительной экономической зоне в Черном море). Но это так, пустячок, - главное, что турки согласие свое дали, сказали, в ноябре все подпишут, а потому дело в шляпе. Интересно, что это заявление по итогам визита Медведева в Турцию звучит 14 мая, - в аккурат перед визитом того же Медведва в Киев, где должен обсуждаться в т.ч. и вопрос по поглощению «Нафтогаза» российским «Газпромом».
Заметим, что российская сторона, со своей стороны, создала все условия, чтобы Анкара поддержала «Южный поток». Например, как сообщили российские СМИ по итогам визита нынешнего Медведева в Турцию, российской делегацией было подписано множество соглашений, - например, о строительстве АЭС, состоящей из четырех блоков. Генеральным подрядчиком проекта будет российская компания \"Атомстройэкспорт\", которая для реализации проекта создаст проектную компанию, и которая получит станцию в собственность. Строительство станции будет финансироваться за счет участников проекта, а Турция обеспечит закупку электроэнергии на долгосрочной основе, чтобы сделать проект рентабельным.
Также стороны обсудили перспективы участия Москвы в проекте трубопровода Самсун-Джейхан, который в Турции считают приоритетным, ибо речь идет о снижении нагрузки на проливы Босфор и Дарданеллы. (Хотя, насколько известно, эти переговоры закончились безрезультатно). Об интересе России к этому проекту говорил еще в октябре прошлого года премьер РФ Владимир Путин во время своего визита в Турцию. Переговоры по этому проекту можно считать исключительно попыткой сделать Турцию более сговорчивой, ведь Россия уже участвует в альтернативном проекте Бургас-Александруполис, к которому в Турции относятся крайне негативно. (Этот проект российская \"Транснефть\" уже три года не может начать реализовывать из-за позиции болгарского правительства, на которое, опять таки давит Анкара). Пытаясь сохранить лицо в дилемме Самсун-Джейхан или Бургас-Александруполис, российская сторона сделала умопомрачительный финт - предложила (понятно, в разговоре с турками) объединить оба трубопровода.
Чем, безусловно, озадачила не только представителей Турции, но и собственных экспертов.
Турецкие аналитики отметили еще один ход Москвы по «смягчению» Анкары. В частности, перед визитом Медведева в Турцию между ОАО \"Газпром\" и турецкой Botas была достигнута договоренность о новой формуле цены на поставляемый Турции российский газ. Согласно договоренности, стоимость сырья будет снижена как минимум на 10%. Кроме того, появилась информация о том, что \"Газпром\" смягчил для Турции условия контракта \"take or pay\", - это значит, что Турция может снизить объемы закупок газа на 75% без штрафных санкций со стороны \"Газпрома\" (в 2009 году Турция могла не выкупать лишь около 10% от контрактного объема поставок, но объем недобора газа оказался выше). По данным турецких газет, задолженность за нарушение контракта составляла $160 млн, однако \"Газпром\" аннулировал задолженность Турции. По мнению турецких экспертов, уступки Турции со стороны россиян как раз и были связаны с желанием смягчить ее позицию по отношению к «Южному потоку».
Для общественности был сделан другой ход: Медведев договорился об отмене виз между Россией и Турцией. Даже российские масс-медиа назвали этот ход «разрекламированным, но едва ли сколько-нибудь значимым достижением российской дипломатии» (до этого виза стоила 20 долл, и ее без проблем можно оплатить в аэропорту).
...Факт состоит в том, что, не смотря на оптимистичные завления российского руководства, Россия (по крайней мере, на данном этапе) получила от Турции отказ по поводу «Южного потока». В частности, российские СМИ в преддверии визита Медведева в Турцию анонсировали подписание документа, в котором были бы прописаны условия «Южного потока» в исключительной экономической зоне Турции в Черном море, - это последнее препятствие, которое мешает \"Газпрому\" и итальянскому партнеру россиян компании Eni дать официальный старт проекту. Широко разрекламированное соглашение, однако, Анкарой подписано не было. Проще говоря, «страшилка» для Украины в лице «Южного потока» пока так и остается весьма виртуальной.
Отметим также, что выдавать желаемое за действительное в истории с «Южным потоком» - обычная кремлевская практика. На которую, тем не менее, «ведутся» многие в т.ч. и в Украине. Например, в октябре 2009 года Турция разрешила России проводить геологоразведочные работы в своей экономической зоне в Черном море в рамках реализации проекта \"Южный поток\". Как заявил тогда президент Турции Абдулла Гюль, турецкое правительство приняло все необходимые решения о выдаче разрешений на проведение геолого-разведочных работ для строительства газопровода. А перед этим, 6 августа 2009 года, было подписано премьер-министрами двух стран Владимиром Путиным и Реджепом Тайипом Эрдоганом соглашение о сотрудничестве по проектам в газовой сфере.
Оба эти факта так потрясли российское руководство, что оно тут же принялось ликовать, в совершенно официальных заявлениях утверждая: Турция дала полное и окончательное «добро» на проект «Южный поток»! В Анкаре по этому поводу возмутились, поскольку ни о каком окончательном решении речь не шла, но эти опровержения в России просто проигнорировали (кстати, именно после этого случая наш проект «ФЛОТ2017», при всех наших ограниченных возможностях, включил в ленту своих новостей эксклюзивные переводы сообщений турецких, а заодно и румынских СМИ по наиболее актуальным событиям и проблемам - надоело смотреть на мир глазами заангажированных российских масс-медиа).
Но, при всех возмущениях турков, цель была достигнута - в Украине этот трюк вполне удался, и многие стали заживо «хоронить» украинскую ГТС, которая вскоре якобы станет никому не нужной.
В нынешней истории с отказом Турции и представлением Кремлем этого поражения как победы, Россия подстраховалась. В частности, в российских СМИ начал муссироваться вариант прокладки газопровода «Южный поток» через территориальные воды Украины (изначально существовали варианты прокладки или через территорию Турции, или Украины - исключительные экономические зоны двух стран в Черном море граничат). Этот первоначальный вариант маршрута газопровода был включен в ТЭО газопровода. Постулат этот был вброшен в российские СМИ на случай, если Россия не сможет получить разрешения Анкары на строительство «Южного потока» по черноморскому шельфу Турции.
варианты прокладки \"Южного потока\" согласно начальному ТЭО (с сайта проекта «Южный поток»)
Эта подстраховка выглядит откровенно глупой. Прежде всего потому, что прокладка «Южного потока» через Турцию хоть и удлиняет и удорожает проект, но преследует главную цель - обойти Украину и отказаться от зависимости от ее ГТС. Если же прокладывать трубу по украинскому шельфу, то куда дешевле вложить средства в модернизацию украинской ГТС, - эффект будет тем же.
Аргумент, что «Южный поток» сориентирован на страны Южной Европы, а украинская ГТС дает газ в центральные регионы Европы, позвольте не принять. Для того, чтобы «Южный поток» был мало-мальски оправданным, все равно необходимо думать о том, чтобы распределять идущий по нему газ за пределы южноевропейских стран - Южная Европа просто не потребляет столько энергоносителей. Проблема с тем, кому из потребителей нужно столько газа, стояла и тогда, когда пропускную способность газопровода рассчитывали порядка 30 млрд куб м в год. Когда же в 2009 году эту цифру увеличили до 63 млрд куб м, вопрос и вовсе стал критическим. Ведь Болгария потребляет 5,3 млрд кубов газа в год, Греция - 4,3 млрд, а Сербия - 3 млрд, куда девать остальное - неясно.
Таким образом, пугаясь страшилок в лице «Южного потока», Украине одновременно стоит трезво оценивать ситуацию. Интерес Москвы в этом запугивании полностью понятен - шантаж нужен для того, чтобы, пользуясь случаем, отхватить от украинского пирога как можно больше, и склонить к тем проектам, которые выгодны России. А в чем интерес Украины?
Стоит понимать в данном случае и сигнал Киеву со стороны Анкары, которая давно склоняет Украину к участию в проекте «Набукко», поддерживаемом ЕС и альтернативном «Южному потоку» - и не под обещания дружбы и «особых отношений», а на условиях равноправного партнерства и жесткого прагматизма. Нынешний отказ Турции от участия в российском проекте - это еще один шанс для Украины взвесить все свои «газовые перспективы» и сделать выбор. Но почему-то в Киеве своих перспектив в упор не замечают. Почему - остается загадкой.
Комментарии
Нужно и Украине начинать строительство терминала для СПГ. В нынешнее время в Европе переизбыток сжиженного газа достиг уже такого уровня, что Катар вынужден был заморозить строительство двух заводов по сжижению газа. Ну и как понятно катарский газ по 130долл намного лучше, чем газпромовский по 230+ плюс прямое давление в политическую и экономическую ситуацию Украины.
И на перспективу заключать договора с фирмами по разработке сланцевого газа. В Польше процесс уже пошел, в июле приступают к бурению первых скважин.
А вот терминал СПГ за год построить вполне реально.
И что тут говорить о Украине, когда "друзья" Газпрома в Европе, после того цирка с газом, быстро начали искать источники. Даже друг Болгария подписала договор о поставках с Набуко.
России надо присоединиться к Набукко