Ученые-одиночки похоронят комиссию Круглякова

Относительно личности и талантов Академика РАЕН Виктора Петрика существует ряд взаимоисключающих оценок, которые сходятся только в одном – в признании масштаба его деятельности. Поэтому не вызывает сомнения, что имя этого ученого войдет не только в историю науки, но и в политическую историю современной России. Не останутся без внимания также заслуги Председателя комиссии по борьбе с лженаукой академика РАН Эдуарда Круглякова. А то, какая этим двум ученым будет дана оценка, во многом определится тем, чем завершится идущая между ними информационная война.

Петрик позиционировал себя в качестве ученого-одиночки, работающего в собственной частной лаборатории. В ней ученым проводились исследования по различным направлениям, причем в каждом из них он сумел достичь существенных результатов. Сегодня большая часть разработок Петрика имеет законченный характер, причем некоторые внедрены в промышленность или находятся на стадии опытно-экспериментального внедрения.

Применение открытий Петрика может принести большую пользу для хозяйства и оборонного комплекса страны. Воспользовавшись этим, ученый сумел получить поддержку со стороны ряда влиятельных российских чиновников. Некоторое время эта поддержка помогала преодолевать административные барьеры, однако, в конечном счете, она же обернулось тем, что Петрик оказался в центре самого крупного за последние десятилетия научного и политического скандала.

В свою очередь, академик РАН Эдуард Кругляков, возглавляет Комиссию по борьбе с лженаукой РАН, и ему во многом принадлежит заслуга развертывания против Петрика информационной войны с применением методов «черного» пиара. Разумеется, Кругляков действует не в одиночку, а стал флагманом, объединившим очень разношерстную группу людей и интересов. В данный момент самое главное, что объединяет противников Петрика – это стремление придавать значение одним и тем же наборам обстоятельств и подразделять реальность на одинаковые категории. Отсюда – абсурдность связок-блоков между консервативной комиссией по лженауке и псевдопрогрессивным Клубом научных журналистов, бюрократов из РАН и самой либеральной радиостанции.

Надо сказать, что ученые типа Петрика – явление для России новое и непривычное. Он первым заговорил о себе, как о представителе частной науки и неоднократно делал заявления, что успешно решает те задачи, над которыми безуспешно бьются целые институты. Подобные заявления задевали «честь мундира» РАН, а, в случае их подтверждения, могли иметь далеко идущие последствия. В 2009 году Петрик доложил о своих научных достижениях академикам РАН, после чего было принято решение о проведении экспертизы и последующего подключения профильных институтов и лабораторий РАН. Однако эту программу перечеркнуло грубое вмешательство академика Круглякова и его Комиссии по лженауке.
Вопреки сложившейся в научном мире традиции «не выносить из избы сор», Кругляков, подключив журналистов, начал мощную пиар-кампанию по дискредитации Петрика.

Это позволило руководству РАН отменить предыдущее решение и создать специальную экспертную комиссию для изучения открытий и изобретений Петрика. По стечению обстоятельств, в комиссию не был включен ни один из тех ученых, кто был знаком с работами этого ученого, зато в нее почти в полном составе вошли члены Комиссии по лженауке. В апреле было опубликовано заключение комиссии, не устраивающее ни одну из сторон. В итоге Петрик категорически не согласен, что его деятельность «лежит не в сфере науки, а в области бизнеса и изобретательства». Кругляков же, в свою очередь, не получил подтверждения своим утверждениям, ибо в работах Петрика комиссия не отыскала признаков лженауки. А это ставит академика в нелепое положение, поскольку он публично обвинял Петрика в том, что тот лжеученый и шарлатан.

Сегодня Петрик подает иски против клеветников, а также заказал экспертизу своих работ в авторитетных зарубежных лабораториях. Разумеется, к этому привлекаются те ученые, кого научное сообщество не сможет упрекнуть в корысти или некомпетентности.
Если выводы этих экспертов подтвердят правоту Петрика, то будет нанесен серьезный удар по авторитету экспертизы РАН, а Комиссия по лженауке на этом прекратит свое существование. В свою очередь, если подобное случится, то падет заслон, сдерживающий смену себя изжившей научной парадигмы.

Оценивая ситуацию на фронтах ведущейся против Петрика информационной войны, бросается в глаза, что печатные и электронные СМИ наполнены статьями, отражающими исключительно одну точку зрения – сторонников академика Круглякова. При этом информация подается некорректно и тенденциозно, притом, что налицо столкновение групповых интересов. На первых этапах войны противникам Петрика удалось создать эффект «кумулятивного преимущества». Посредством ряда статей в печатных и электронных СМИ, они расшевелили блогосферу, и блоггеры принялись на чем свет клясть Петрика и его покровителей во власти. Причем настолько сильно расшевелили, что истерия блоггеров уподобился психозу. А в этом состоянии, понятное дело, совсем не до оценки аргументов противной стороны. Но никто, думаю, не станет возражать, что замалчивание альтернативных взглядов это ничто иное, как форма информационного террора.

Выше я говорил о противоестественности блоков, сложившихся среди противников Петрика. Очень возможно, что будущих историков поставит в тупик альянс между душителями инакомыслия и либеральными публицистами. В свою очередь то, что Петрик вдохнул надежду в сторонников альтернативных школ, не вызывает удивления: как говорится, враг моего врага – мой друг. Сегодня все, кто разошелся в научных взглядах с РАН, неизбежно становятся учеными-одиночками. Можно перечислить множество физиков, вынужденных заниматься наукой не просто не имея поддержки от государства, но в обстановке жесткого информационного террора. Тем самым, победа Петрика будет означать, что ученые-одиночки похоронят Комиссию по лженауке РАН.
Иван Янушкевич