Модернизация по-российски

На модерации Отложенный

Теперь мы можем окончательно перевести дух. Экономический кризис в России закончился. Владимир Путин сказал, как отрезал…

В своем ежегодном обращении к Думе бывший президент России Путин проинформировал своих законодателей, что согласно решительной и действенной политике его правительства, российская экономика наконец-то начала выходить из той глубокой рецессии, куда загнал ее мировой кризис. В прошлом году ВВП России упал на 8 процентов. Но теперь, в контрасте тех событий, Путин уже открыто хвастает своим высоким внешнеторговым сальдо и самой низкой инфляцией за прошедшие 18 месяцев. Он особо подчеркнул, что Россия уже находится на третьем месте в мире по количеству золотовалютных резервов. Из-за крайне резкого улучшения уровня жизни — в этом он старается убедить всех и вся — россияне стали много рожать, что в конечном плане и остановит демографический спад. “Все вместе взятое заставляет нас верить, что кризис в России наконец-то закончился. Но что самое важное — у нас появились хорошие условия для хорошего старта последующего прогресса.”

Но самое интересное в речи было то, что он вообще забыл упомянуть. Он запамятовал сказать слово “модернизация”, т.к. именно это слово с недавних пор все-таки больше ассоциируется с его протеже — с Дмитрием Медведевым.
Данное слово – модернизация — стало тем катализатором, из-за которого в России развернулась настоящая дискуссия на всех уровнях социального общества: от прокремлевских организаций и до бывшего экс-олигарха Михаила Ходорковского, который вынужден прозябать в тюрьме в Сибири…

Перед Россией стоят две задачи: первая состоит в том, действительно ли Президент Медведев намерен проводить модернизацию не на словах, а на деле; именно эта долгожданная модернизация должна повести за собой реформы в экономике, в политике и в обществе, – в чем действительно Россия очень и очень нуждается. Все критики и аналитики сходятся во мнении, что российская экономика до сих пор находится в опасной зависимости от нефти и газа, а это может действительно привести Россию к катастрофическим последствиям. Экономика, “заточенная” исключительно на использовании природных ресурсов, породила некую паразитическую субкультуру, при которой прокремлевские олигархи буквально высасывают все национальное российское достояние прямиком в свои карманы, тогда как такие общественные приоритеты – инфраструктура, здравоохранение и образование – продолжают и дальше загинаться…

Одним из мощных антидотов против дальнейшей деградации российского государства может стать та добрая, старая система конкуренции в экономической и в политической сфере… И пока Медведев продолжает упорствовать на том, что его планы базируются исключительно на демократических ценностях, некоторые скептики все же позволяют усомниться в этом. Они правильно подмечают, что и Петр Великий и Иосиф Сталин использовали веками проверенную “российскую” технологию, когда только исключительными и жесткими мерами приходилось толкать вечно упирающуюся страну к прогрессу; а что при этом были человеческие жертвы, то это никого не заботило…И если и дальше следовать такой “традиции”, то такая “модернизация” снова приведет к жесткой автократии, централизации и к милитаристской риторике.

Но если Медведев действительно хочет сделать что-либо дельное для России, то он неизбежно упрется в бетонную стену. Имя этой стены – Владимир Путин.

Путин до сих пор наслаждается и не устает наслаждаться могуществом своей власти, – особенно у него это здорово получается через когорту так называемых SILOVIKOV, костяк которых составляют его друзья из КГБ, которые занимают доминирующие позиции в правительстве и экономике России. Медведев же со своей стороны является легковесом, и понятно его естественное желание — почему он хочет усилить свой статус, стараясь позиционировать себя как кандидата уже следующего поколения…

Но некоторые критики Медведева не успокаиваются и настаивают, что он слишком осторожен в формулировании своих собственных идей, и не очень-то хочет менять существующий порядок. Но все-таки не следует недооценивать тот общественный резонанс, который идет следом за его аргументами: это признают даже те, кто сидит на самом верху, рядом с Путиным. “Когда Медведев говорит о модернизации, то следует его понимать так: ‘Мы отсталая страна’,” объясняет нам влиятельный политический консультант в Москве Глеб Павловский. “Модернизация нужна тем, кто отстает.” По этому поводу сделал замечание другой человек, Николай Петров, аналитик при Московском Карнеги Центре, который пишет: “Павловский просто высказал — великий президент и великий лидер должны шагать нога в ногу, а в дальнейшем дать следующему лидеру (Медведеву) шанс, чтоб он управлял страной должным образом.”

Петров же говорит, что Павловский отображает точку зрения всей той политической элиты, которая также страстно желает хоть каких-нибудь реформ после многих лет “вынужденной консолидации” по Путину. Другую точку зрения может нам предоставить либеральный экономист Евгений Ясин, который резко отреагировал на путинский доклад в Думе, считая, что доклад полон фальшивой статистики и немереного оптимизма. Он также беспокоится, что правительство играет на своем поле слишком быстро, и оно( правительство) в обязательном порядке в очередной раз распишется в своем бессилии…
Петров продолжает: “Здесь( в России) не хватает нормальных каналов для обоюдного движения правительства и общества, и от такой тяжелой ситуации страдают не только простые граждане, но и многие региональные и экономические группы. Если вы посмотрите на важные решения правительства, то их сперва широко анонсируют, затем пересматривают, а в конце концов и вовсе отменяют, потому что здесь вообще не существует механизма, способного выполнить взвешенные решения.”

Что-нибудь изменилось с тех пор? Если последние события действительно являются индикатором всего происходящего, то все разговоры Медведева про модернизацию являются пустым звуком. А если повнимательнее посмотреть — кто же доминирует на российском телеэкране, то Путин снова оказывается в эпицентре всего происходящего; Медведев же почти потерялся за могучей спиной своего шефа… Всего пару лет назад эти двое товарищей регулярно появлялись на российском телеэкране, но прошло некоторое время — тут уж Петров стоит на своем — освещение последних российских событий стало связываться исключительно с именем Путина. Несмотря на то, что российская Конституция дает президенту все рычаги власти в области внешней политики, премьер похоже все передумал, и забрал все эти полномочия снова к себе: недавний случай с российским флотом в Севастополе наглядно это доказывает и показывает… Вернулись старые, добрые времена?
Мы(Запад) желаем Медведеву удачи. Он действительно нуждается в ней.