Поляки переписывают историю Украины

В Киеве увидел свет энциклопедический сборник «Польша в истории Украины». Много внимания его авторы уделяют борьбе польского народа за свою независимость и дружественным отношениям украинцев с поляками.

Излишне говорить, что в изложении польских авторов отношения поляков с украинцами можно назвать не дружбой «за», а дружбой «против». Против кого, не трудно догадаться. Конечно же, против России.

Поэтому со страниц сборника любознательный киевский читатель сможет узнать о «героической» деятельности подпольного польского «Товарищества любителей славянщины», основанный студентами Львовского университета в 1821г., а также о «Союзе друзей народа», в котором также, кроме поляков, числились 12 западноукраинских студентов. Все эти молодёжные организации выступали в поддержку политики Польши на территории Украины и боролись исключительно против всего русского. Кроме них, в сборнике упоминаются «Община польского народа», «Союз свободных галичан», «Союз сынов отчизны» и «Союз автономистов», которые всем скопом требовали для себя от российских властей больше свободы и безнаказанности с целью максимальной федерализации Российской Империи, и её дальнейшего развала.

Политический деятель граф Бадени, политик и лингвист Бодуэн де Куртене, министр иностранных дел Польши Леон Василевский, публицисты Станислав Стемпковский и Ежи Гедройц и другие поборники ослабления государственной мощи России предстают со страниц сборника в виде рыцарей без страха и упрёка. Не новая уже идея польско-украинского «братства», с которой носились поляки уже в XIX веке, опять предстаёт перед нами, только уже в исторической «обёртке». Читателю исподволь внушается мысль, что только в союзе с Варшавой Киеву может светить «большое европейское будущее». Случаи политического союза поляков и украинских националистов подаются как нечто само собой разумеющееся, как гармоничный и естественный союз. Но не обо всём говорят коварные поляки. Умалчивают, лукавые, о самом главном.

Во-первых, случаи членства западноукраинских студентов в польских организациях вполне объяснимы. Западная Украина - во многом ополяченная территория. Многие украинские семьи переходили на польский язык и мыслили себя поляками. Польское для них становилось роднее украинского и русского. В отличие от них, молодёжь центральной и восточной Украины в поляках «пламенных друзей» Украины видеть отказывалось. И даже те на Западной Украине, кто считал себя украинскими националистами, часто смотрели на кичливых поляков с подозрением и особой любви к ним не питали.

Во-вторых, деятельность описанных подпольных организаций укладывалась в общую канву польской геополитики, и забота об украинско-польской дружбе здесь ни при чём. Не спроста ведь в сборнике упоминается Ежи Гедройц, издатель журнала «Культура», со страниц которого Юлиуш Мерошевский в середине 1970-х выдвинул концепцию ULB (аббревиатура от начальных букв названий трёх стран - Украины, Литвы, Белоруссии), в соответствии с которой независимые де-юре Киев, Вильнюс и Минск должны послужить укреплению безопасности польского государства в ущерб России (также и в ущерб Киеву, Минску и, в некоторой степени, Вильнюсу).

В-третьих, создаётся впечатление, что вклад в историю Украины внесли только поляки-русофобы. Этим внушается мысль, что идея антирусского союза Польши и Украины должна вновь быть поднята на щит.

О поляках-русофилах в этом издании вы не увидите ни строчки. Почему бы не написать о Ванде Василевской, дочери того самого Леона Василевского, сторонника польско-украинского союза? Но в отличие от польских националистов, Ванда Василевская угрозы ни в России, ни в СССР не видела. Как пишет научно-популярный журнал «Пропаганда», «в сентябре 1939 года, когда армия Гитлера подходила к Варшаве, Ванда Василевская пешком (польское правительство не выдало ей паспорт для поездки в СССР) пришла во Львов и приняла советское гражданство. Когда началась война, добровольцем ушла на фронт, была полковым комиссаром, полковником Советской армии, работала фронтовым корреспондентом ряда газет. Ванда Василевская возглавляла Союз польских патриотов, в котором работала над тем, чтобы «под польскими знаменами, плечом к плечу с Советской Армией доказать с оружием в руках нашу любовь к Польше и наше право на Польшу». Активно выступила против вывода польских частей под командованием генерала Андерса в Иран, за поддержку поляками борьбы советской армии против фашистских оккупантов. Говорят даже о том, что она была среди авторов боевого устава Красной Армии. После окончания войны Ванда Львовна продолжала активную общественную деятельность - была членом Комитета мира, депутатом Верховного Совета СССР шести созывов, участником Лиги защиты прав человека, директором театра. В 1940 году Ванду Василевскую приняли в Союз писателей Украины».

В годы Великой Отечественной войны она передала Сталинскую премию в Фонд обороны:

МОСКВА, КРЕМЛЬ, ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ
Дорогой Иосиф Виссарионович!
Передаю свою премию, 100 000 рублей, на строительство боевого самолёта и прошу Вас разрешить назвать этот самолёт «Варшава» - в честь героических защитников города Варшава от немецких захватчиков в 1939 году.
Ванда ВАСИЛЕВСКАЯ

Товарищу Ванде Василевской
Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Ванда Львовна, за Вашу заботу о воздушных силах Красной Армии.
Ваше желание будет выполнено.
И. СТАЛИН
Газета «Известия», 27 марта 1943 года

Сейчас творчество Ванды Василевской, написавшей множество прекрасных романов, повестей и пьес, в школах Украины не изучается. Нынче в моде другие «песни». И потому Варшава пичкает подрастающее поколение Украины елейными сказками о том, как хорошо и выгодно дружить с польскими католиками-русофобами против соседнего православного народа.